«ДАВИД САСУНСКИЙ» - Страница 2

Сострадание – один из главных мотивов действий героев «Давида Сасунского», незнакомый персонажам древних эпосов. Давид и другие сасунские герои никогда не используют силу для порабощения слабых. Наоборот, они помогают слабым: строят для них дома, наделяют их имуществом и т.д. Мораль героев эпоса связана с рыцарским кодексом, действовавшим в средневековой Европе и отражённым в сочинениях того времени. Но этот кодекс в «Давиде Сасунском» как бы очеловечен. Благодаря тому, что герои сострадают униженным и обездоленным, их не покидает чувство долга перед соотечественниками. Главный герой, Давид, является воплощением всех рыцарских и эпических добродетелей, хотя иногда поступает не совсем по-рыцарски (обручается с Чмшкик-Султан, но влюбляется в Хандут-Хатун и женится на ней; его убивает собственная дочь от Чмшкик-Султан). Средневековая эпоха изменяет соотношение мифических и «реалистических» элементов эпоса. В «Давиде Сасунском» роль мифа ослаблена в сравнении с архаичными эпосами, быт народа занимает в повествовании значительное место и даже герои, которые по силе превосходят всех людей и имеют мифологическое происхождение (Санасар и Багдасар, зачаты водой, водная стихия имеет большое значение в судьбе героев), в будни ведут себя как простые крестьяне и вспоминают о своей силе и власти, только когда Сасуну и сасунцам грозит опасность. Отсутствие дворянского этикета придаёт эпосу простонародный колорит. Эта особенность «Давида Сасунского» могла возникнуть в связи с тем, что после падения Багратидов и Киликийского царства армянская знать была почти полностью вырезана, и эпическая традиция сохранялась в устной народной среде; это не могло не отразиться на содержании и стиле эпического произведения. «Давид Сасунский» был впервые записан в 1873/1874 г. епископом Гарегином Срвандзтяном в Западной Армении, ранее он был не знаком армянской книжной литературе, хотя упоминания об эпосе сохранились в сочинениях португальских путешественников XVI в. Армянская официальная книжность «не замечала» простонародное произведение, признавая за эпос лишь то, что было «освящено письменной традицией» ещё в древности (у Мовсеса Хоренаци и других авторов). В 1939 г. народ Армении вместе с другими народами СССР торжественно отметил 1000-летие «Давида Сасунского». Эпос был переведён на многие языки. С 2004 г. в Ереване периодически проводятся международные научные конференции, посвящённые эпосу «Давид Сасунский».



 
PR-CY.ru