ДУБЕНСКАЯ ОСТРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ДУБЕНСКАЯ ОСТРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (день празднования неизвестен) – чудотворный образ, семейная святыня дома князей Острожских. Князь Константин Константинович (1527/1528 – 1608 гг.), отстаивавший права православных общин на Волыни, вложил этот образ в построенный прадедом Василием Фёдоровичем, по прозванию Красный (ум. в 1461 г.), Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Дубно (современная Ровенская область, Украина). В 1630–1631 гг. монастырь стал униатским, затем приписан к Дерманскому Свято-Троицкому монастырю (был униатским в 1720–1796 гг.), в 1812 г. упразднён. Всё это время икона находилась в построенном в 1540 г. князем Константином каменном Спасо-Преображенском соборе, который после упразднения монастыря стал приходской церковью. С 1860 гг. история Дубенской иконы была связана с Крестовоздвиженским монастырём в Дубно, также основанным князьями Острожскими. В начале XIX в. по причине запустения он был приписан к собору святителя Николая в Дубно. При епископе Антонии (Павлинском; с 1862 г. – архиепископ), управлявшем Волынской и Житомирской епархией в 1860–1866 гг., началось возрождение монастыря, в эти годы, при настоятеле иеромонахе Модесте, туда перенесли Дубенскую икону. Единственная в то время дорога к расположенной в болотистой местности обители пролегала через кармелитский монастырь, насельницы которого использовали любой предлог для преграждения пути к православной святыне (в 1890 г. монастырь кармелиток был упразднён, его имущество перешло Крестовоздвиженскому монастырю). 8 августа 1890 г. в связи с посещением Дубно императором Александром III Дубенскую икону перенесли в Никольский собор: «После завтрака, проездом через Дубно, Их Величества осматривали икону Божией Матери, подаренную в XVI в. Спасо-Преображенскому монастырю князем Острожским». По описанию в публикациях XIX – начала XX вв., Дубенская икона, «по своей живописи не уступающая лучшим произведениям церковного искусства, явилась образцом иконописной красоты и изящества». По сохранившемуся воспроизведению иконы исследователи судят не столько о характере живописи, сколько об иконографии образа. Изображение относится к типу «Умиление». Младенец Христос сидит на правой руке Богородицы, придерживающей Сына обеими руками. Он прильнул к щеке Матери и левой рукой обхватил Её за шею, правая протянута в жесте благословения. Как полагал краевед из Дубно протоиерей Николай Молис (ум. в 2005 г.), Дубенская икона представляла собой копию Почаевской иконы Божьей Матери. Исследователи полагают, что икона была выполнена по заказу князя Константина Острожского или поднесена ему братией Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры. Икону украшала драгоценная жемчужная риза, служившая «доказательством благоговейного почитания её православными жителями на Волыни». Дубенская икона была утеряна в XX в. По мнению протоиерея Николая Молиса это могло произойти в Первую мировую войну: в 1915 г. с приближением фронта к Дубно православные святыни Волыни были отправлены в тыл – Дубенская икона попала в Житомир, затем след её затерялся. По другим сведениям, чудотворный образ был утрачен в 1917–1920 гг., когда власть в Дубно многократно переходила из рук в руки. Сохранился список Дубенской иконы. По мнению директора Львовской галереи искусств эксперта ЮНЕСКО Бориса Григорьевича Возницкого (1926–2012 гг.), он был выполнен в 1920–1930 гг.: письмо и бисерное украшение ризы близки к иконописной школе, существовавшей в этот период при Корецком во имя Святой Троицы женском монастыре. В 1944 г., после полного разрушения в результате артобстрела Крестовоздвиженского монастыря, список был перенесён в Ильинский собор Дубно, где пребывает в настоящее время. В 1992 г. собор был занят раскольниками (филаретовцами) и удерживается ими доныне. Дубенская икона приведена в перечне икон Богородицы, почитаемых в России, дни празднования которым неизвестны, или сами иконы малоизвестны (особой службы и тропаря не имеет).

 
PR-CY.ru