ДРАНДСКАЯ ЕПАРХИЯ

ДРАНДСКАЯ ЕПАРХИЯ – одна из древнейших епархий Грузинской православной церкви (ГПЦ). Была сформирована в процессе выделения в IX–X вв. церковных кафедр Западной Грузии (Фасис, Севастополь, Родополь, Петра, Зиганеи, Никопсия) из юрисдикции Константинопольского патриархата и их преобразования в грузинские (Моквская, Бедийская, Цагерская, Кутаисская, Драндская епархии) в составе Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. Драндская епархия была образована предположительно во второй половине X в. вместо упразднённой Константинопольской епархии Севастополя. Кафедральным собором Драндской епархии стал древний крестово-купольный храм в селе Дранда. Грузинский историк VIII в. Вахушти Багратиони описывает границы Драндской епархии как «местность между Кодори и Анакопией». Первый известный по имени Драндский епископ (Драндели) Савва (Саба) упоминается на окладе чеканной иконы св. Иоанна Богослова, изготовленной по его заказу в первой половине XI в. В XVII в. в результате заселения территории Драндской епархии горскими языческими племенами икона была перенесена в Сванети (в настоящее время хранится в краеведческом музее в Местии). Георгий Святогорец в Месяцеслове XI в. упоминает епископа Драндели Арсения (середина XI в.) как одного из его составителей. Периодом конца XI – XIII вв. определяется деятельность епископа Григория, чьё имя известно из синодика иерусалимского Крестового монастыря. Е. Метревели отождествляет его с заказавшим роспись в храме Крестового монастыря епископом Гавриилом, изображённым на одной из фресок: по её мнению, при восстановлении фресковой росписи в более позднее время вместо имени Григол было ошибочно написано Габриел. Около второй половины XIV в. датируется деятельность епископа Николая, его имя вписано в помянник монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Из «кровной» грамоты, принадлежащей периоду правления царя Имерети Александра II и данной некоему Топуридзе, известно о деятельности епископа Феодора в конце XV – начале XVI вв. В первой трети XVI в. Драндскую и Моквскую кафедры занимал епископ Илия, его имя помещено на вышитом в это время в монастыре Мокви омофоре. Митрополит Филипп представлял Драндскую епархию на церковном Соборе (между 1543–1549 гг.), созванном царём Имерети Багратом III (этот Собор принял «Законы католикосов» ГПЦ). В 1630 г. некий Драндский архиепископ (по описанию итальянского миссионера доминиканца Джованни да Лука, «замечательная личность в одеянии священнослужителя») встречал путешественника у устья реки Кодори, когда тот прибыл на судне из Цхуми (Сухуми) в мегрельский порт Скурча. Драндели пригласил его в храм св. Андрея Первозванного (храм не идентифицирован), «довольно красивый, даже прекрасный, старой формы, украшенный цинковыми канделябрами. В колокольне есть украшенные золотом капеллы». Архиепископ присутствовал при встрече итальянского миссионера с одишским князем Леваном II Дадиани. 29 июня миссионер был на литургии в соборе Дранды. Правящим архиереем в этот период мог быть архиепископ Евдемон (Джаиани), упомянутый в памятной записи (составленной между 1643–1649 гг.) Крестового монастыря, позднее перешедший на Цаленджихскую кафедру. В 1639 г. послы русского царя Михаила Фёдоровича священник Павел Захарьев и дьяк Федот Ельчин побывали почти во всех храмах Одишского княжества, в том числе и в селе Дранда. В 1660 гг. в Одиши начался приток горских языческих племён, активизировались турки, княжество потеряло почти всю северо-западную часть своих территорий – от реки Анакопия (современная Псырцха) до реки Келасури. Многие церкви и монастыри были опустошены и разорены. В начале 1680 гг. Абхазское княжество полностью овладело северо-западной частью Мегрелии до реки Эгрисцкали (современная Галидзга), местное христианское население переселялось на юг (по словам Вахушти Багратиони, «и в Дранде, и в Мокви более не было епископов»). В начале XIX в. территории Драндской епархии наряду с территориями Бичвинтской (Пицундской) и Моквской епархий, входивших до турецкого господства в состав Абхазского княжества, были присоединены сначала к Цагерской, затем к Чкондидской епархиям ГПЦ. В 1851 г. с вхождением Абхазии в состав России была образована Абхазская (с 1885 г. – Сухумская) епархия Грузинского экзархата РПЦ. Заброшенный кафедральный храм в Дранде в 1885 г. был восстановлен русскими монахами, основавшими здесь монастырь. В 1917 г. была восстановлена автокефалия ГПЦ, и территории Драндской епархии вошли в состав новообразованной Сухумско-Чкондидской (с октября 1919 г. – Сухумско-Бедийской, с середины 1920 гг. – Сухумско-Абхазской) епархии ГПЦ.

 
PR-CY.ru