ДОГМАТИК

ДОГМАТИК – один из видов богородичнов Октоиха. Догматиками называются стихиры на «И ныне» воскресных малой (богородичны на «Господи, воззвах» и на стиховне) и великой (богородичен на «Господи, воззвах») вечерен (в рукописях догматик иногда обозначается и как богородичен стихир на стиховне; кроме того, в некоторых рукописных Стихарях и Октоихах для каждого гласа приведён цикл из нескольких богородичных стихир, названных догматиками), совершаемых вечером в субботу. Поскольку в каждом гласе, таким образом, имеется три догматика, всего в полном Октоихе содержится 24 догматика. Догматики великой вечерни значительно более широко употребляются, чем догматики малой вечерни, поэтому в современной практике этот термин обычно используют для обозначения только догматиков великой вечерни, тогда как богородичны на «И ныне» малой вечерни или обозначают как «малые догматики», или никак не обозначают, несмотря на то что в современных печатных изданиях Октоиха, напротив, только богородичны малой вечерни надписаны как догматики. В Октоихе содержится восемь догматиков великой вечерни. Традиция приписывает создание догматиков Иоанну Дамаскину (VIII в.). Действительно, в древнейших сохранившихся (преимущественно в грузинском переводе) редакциях иерусалимских сборников воскресных песнопений, восходящих к IV–V вв., догматики отсутствуют, тогда как в рукописях IX в. большинство из них уже есть. Поэтический стиль и особенности построения многих догматиков также сопоставимы с другими творениями преподобного Иоанна, например, стихирами в чине отпевания. Впрочем, корпус догматиков (включая догматики малой вечерни) в рукописях не вполне стабилен и окончательно сложился не сразу. По содержанию догматики – достаточно пространные гимны Божьей Матери, наполненные глубоким богословским содержанием. Заметный объём этих песнопений и присутствие в них размышлений о Воплощении предвечного Сына Божьего от Пресвятой Девы. Из догматиков малой вечерни тяжкого (т.е. седьмого) гласа составляют главное отличие догматиков от других богородичнов. На догматики великой вечерни был написан ряд толкований (толкователи подчёркивали не только глубину и поэтичность догматиков, но и их взаимосвязь). Так, догматики великой вечерни, взятые все вместе, составляют подробный рассказ о Боговоплощении и его причинах. Малые догматики должны, согласно первой главе Типикона, петься на малой вечерне под воскресенье. Однако, поскольку эта служба чаще всего опускается, а других случаев использования малых догматиков современный устав не предусматривает (хотя в русской дониконовской традиции, отражённой и в старообрядческих изданиях, малые догматики могли в случае отсутствия малой вечерни петься вместе с литийными стихирами), малые догматики в храме практически никогда не звучат. Догматики великой вечерни, или просто догматики (в богослужебном уставе они обычно обозначаются как «первый богородичен гласа»), должны обязательно петься на «И ныне» на «Господи, воззвах» на воскресной великой вечерне (совершаемой как в составе всенощного бдения, согласно второй главе Типикона, так и самостоятельно, согласно седьмой главе Типикона, причём строго на текущий глас Октоиха; догматик отменяется только при совпадении воскресного дня с двунадесятым праздником. Кроме воскресной службы догматик текущего гласа должен петься на «И ныне» на «Господи, воззвах» на вечерне в пятницу вечером (т.е. под субботу).

 



 
PR-CY.ru