ДИНАР - Страница 2

Повесть о Динаре была популярна в своё время: автор «Казанского летописца» передаёт, что русский царь Иван IV Грозный при взятии Казани в 1552 г. ободрял русское войско рассказами о доблести и бесстрашии грузинской царицы Динары, «колику победу показа на небожных персов». В грузинских исторических источниках известны две царицы с таким именем. Сведения о первой содержатся в грузинской хронике «Матиане Картлиса», а также у грузинского историка XVIII в. Вахушти Багратиони (1696–1757 гг.). В «Истории царства Грузинского» под 917–918 гг. он называет царицу Эрети Динару, «дочь Адарнасе (Патрикия, царь Эрети в начале 920 гг.) и сестру Гургена эриставт эристави, правнука Ашота Куропалата (св. благоверного царя Ашота I Великого)», соправительницу сына Ишханика (920–950 гг.), обратившую Эрети «от армянской ереси» (монофизитства) «к исповеданию православия». Под 1010 г. Вахушти Багратиони упоминает другую Динару, также царицу Эрети, завоёванную грузинским царём Багратом III Куропалатом (975–1014 гг.). Часть исследователей и грузинская церковная традиция отождествляют св. Динар с царицей X в., обратившей Эрети в православие, что имело ключевое значение для истории Грузии. Воссоединение церкви в Эрети с единой Грузинской церковью обусловило и политическое воссоединение княжества с другими грузинскими государственными образованиями, что стало одним из важных факторов, позволивших Баграту III объединить Грузию и создать мощное государство с единой православной церковью. Однако смысловые параллели московской повести и грузинской истории позволяют исследователям провести аналогию только между Динарой и грузинской царицей Тамарой (М.И. Броссе, М.О. Скрипиль, М.Н. Сперанский и др.). Царица Тамара (1184–1207/1213 гг.) также наследовала престол в юном возрасте, время её правления (как и в повести, около сорока лет) характеризуется подъёмом Грузии: удачные войны с Персией, Турцией и Византией обеспечили стране экономическую и политическую независимость, расцвет искусства и литературы. Московская повесть содержит все основные черты образа царицы, созданного в современной ей грузинской исторической и художественной литературе. Во многих деталях совпадает описание битвы Динары и исторического Басианского сражения, которым руководила Тамара: в молитве царицы перед Вардзийской иконой Божьей Матери в Вардзийском монастыре, в особенностях битвы и т.п. В московской повести отражены и некоторые грузинские церковные и династические традиции: Грузия – удел Богородицы, грузинский правящий род Багратиони ведёт начало от пророка Давида и др., что обнаруживает прекрасное знание автором повести грузинских реалий. На северной стене Тронного зала Грановитой палаты Московского Кремля сохранилось изображение Динары верхом на белом коне. Аналогичным образом изображается она и в современной грузинской иконографии.



 
PR-CY.ru