ДИНАР

ДИНАР (от араб. – золотая монета, в значении – драгоценная) – святая благоверная царица Грузинской православной церкви (память в Грузинской церкви 30 июня). В основе почитания Динары лежит «Повесть об Иверской царице Динаре», относящаяся к числу московских повестей конца XV – начла XVI вв., посвящённых вопросу о природе царской власти и значении личности царя как образа сильного правителя-воина («Сказание о Дракуле воеводе» Феодора Курицына, «Повесть о Басарге», «Сказание о Вавилонском царстве», сербская «Александрия» и др.). Вопрос о происхождении повести остаётся открытым: Алексей Иванович Соболевский (1856–1929 гг.), ссылаясь на синтаксические и лексические особенности языка, считал её переводной с греческого языка, Марий Иванович Броссе (1802–1880 гг.), Александр Николаевич Пыпин (1833–1904 гг.) и Михаил Несторович Сперанский (1863–1938 гг.) полагали, что повесть создана на русской почве на основе неизвестного грузинского сказания, попавшего в Россию в период оживления русско-грузинских культурных связей в XV–XVI вв. В грузинской историографии существует маловероятная версия, которая основывается на сведениях из «Истории албан» Мовсеса Каланкатуаци (VIII в.) о походах славян на Кавказ и о возможности таким образом проникновения грузинского сказания на территорию России именно с ними. Заключительные слова повести «даже и до днесь неразделно державство Иверьское пребывает» позволяют исследователям датировать первоисточник временем существования единой Грузии – концом X – XIII вв. (с правления царя Баграта III Куропалата до правления царицы Тамары). Но, по мнению исследователей, вероятнее всего, это – краткие периоды объединения Грузии при грузинских царях Георгии V Блистательном (1318–1346 гг.) или Александре I Великом (1412–1442 гг.); русскую версию М.Н. Сперанский относит к концу XV – началу XVI вв. Сюжет повести построен на мотиве противостояния благочестивой царицы Грузии Динары, в 15-летнем возрасте вступившей на престол, персидскому царю, который потребовал полного подчинения Грузии после смерти грузинского царя Александра, отца Динары. Получив отказ, царь выступил с походом, и юная царица, помолившись перед иконой Пресвятой Богородицы в Шарбенском монастыре, возглавила грузинское войско. Повесть рисует образ мудрой, высокообразованной и отважной девы, которая разгромила персов и в поединке отсекла голову персидскому царю, взяла «Шамахань» (Шемаху), «Тавриз» (Тебриз), а также и «вся сокровища предних царей, камение многоценное и блюдо лалное, на нём же ядяше Навходоносор царь... а прочие грады раздаде велможам своим». Пожертвовав большую часть сокровищ грузинским церквам и монастырям, Динар, согласно сказанию, правила страной 38 лет и была похоронена в Шарбенском монастыре.

 



 
PR-CY.ru