ДЭБРЭ-ЛИБАНОС - Страница 2

Однако после 1445 г. Зара-Якобу удалось подчинить настоятелей крупнейших монастырей Эфиопии и включить их в своё окружение, заставив присутствовать на придворных церемониях. Настоятелем Дэбрэ-Либанос был назначен ставленник царя Марха Крэстос (впоследствии святой Эфиопской церкви). Именно Зара-Якоб официально признал за настоятелем Дэбрэ-Либанос титул эччеге и окончательно утвердил за ним положение главы привилегированной монашеской конгрегации, отдав ему в подчинение новые церкви и монастыри. С этого времени судьба Дэбрэ-Либанос и его настоятеля-эччеге была неразрывно связана с судьбой эфиопской монархии. В 1532 г., во время мусульманского нашествия под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази, Дэбрэ-Либанос был разграблен и сожжён дотла. Его настоятель эфиопский святой Энбакон был вынужден скрываться, а настоятель св. Йоханнес (Иоанн) был убит в битве с мусульманами (1559 г.), на которую он сопровождал эфиопского царя Клавдия. В 1620 – начале 1630 гг. монастырь переживал тяжёлые времена, связанные с неудачной попыткой царя Сисиния ввести в стране католичество в качестве государственной религии. При царе Василиде (1632–1667 гг.) волна нашествия язычников-оромо отрезала Дэбрэ-Либанос и всю историческую область Шоа от остальной христианской Эфиопии. Царь решил переместить монастырь в область Дэмбия, где в 1636 г. им была основана столица Гондар. Для этого он перенёс табот (выполняющий в эфиопских храмах функцию антиминса) Дэбрэ-Либанос в расположенное в 10 км от Гондара местность Азэзо, недалеко от места, где иезуитский миссионер Педро Паэс (1564–1622 гг.) раньше основал католический монастырь Генете Иясус (Сад Иисуса). Резиденцию для эччеге царь Василид выстроил в столице. На месте прежнего монастыря в области Шоа осталась небольшая обитель, сохранявшая название, но утратившая прежнее значение. Гондарский период истории Дэбрэ-Либанос (1636–1866 гг.) был омрачён христологическими спорами о соединении и помазании, которые едва не привели к расколу в Эфиопской церкви (эччеге выступал как сторонник доктрины соединения, установление которой возводилось к Такла Хайманоту). В 1866 г. эфиопский царь Феодор II сжёг Гондар и переселил оттуда большую часть населения, а Иоанн IV (1872–1889 гг.) поселил митрополита и эччеге в своей ставке. Между тем в области Шоа укрепилась власть местных правителей, возводивших своё происхождение к царской династии и благотворивших старому монастырю Дэбрэ-Либанос, который при них трижды перестраивался и расширялся (в 1812, 1884 и 1908 гг.). Когда в 1889 г. на эфиопский престол взошёл представитель шоанской династической ветви Менелик II, старый Дэбрэ-Либанос и его настоятель эччеге вновь приобрели привилегированное положение при дворе и в царской столице Аддис-Абебе.

 



 
PR-CY.ru