ДЭБРЭ-ЛИБАНОС

ДЭБРЭ-ЛИБАНОС – самый знаменитый эфиопский монастырь, центр одноимённой конгрегации. Расположен в штате Оромия, приблизительно в 100 км от столицы Аддис-Абебы. Обычный перевод названия Дэбрэ-Либанос – «гора Ливанская», однако исследователи считают, что правильнее переводить его как «монастырь (св.) Ливания», одноимённый древнему северному эфиопскому монастырю в Шимезане, названному так в память его основателя Ливания, одного из «Девяти преподобных», которые принесли в Эфиопию монашество в VI в. Согласно монастырской исторической традиции, Дэбрэ-Либанос был основан на рубеже XIII и XIV вв. знаменитым эфиопским святым Такла Хайманотом на горе Асбо, отчего до середины XV в. назывался Дэбрэ-Асбо. Он стал форпостом монашеской колонизации Южной Эфиопии и вёл миссионерскую деятельность среди язычников. При жизни основателя и при втором настоятеле Елисее Дэбрэ-Либанос представлял собой келлиотскую обитель, где насельники (мужчины и женщины) жили в отдельных пещерах, вырубленных в скале. Когда во главе обители стал Филипп Дэбрэ-Либановский (XIV в., святой Эфиопской церкви), он построил новый монастырь общежительного типа на просторном месте под скалой, ставший основным местом жительства монахов, тогда как прежняя обитель почиталась как гробница основателя. Разделение монахов и монахинь было осуществлено либо Филиппом, либо другим учеником Такла Хайманота, Гонорием Старшим, как об этом повествует его Житие. В «Житии Филиппа» (составлено в конце XIV в.) содержатся сведения о создании административной системы монашеской конгрегации Дэбрэ-Либанос в южных областях Эфиопии. С согласия царя Амда Сиона (1314–1344 гг.) и митрополита Иакова III (около 1337 – 1344 гг.) был учреждён институт 12 мамхеров (рукоположенных, т.е. благочинных), во главе которых стоял настоятель монастыря, «преемник Такла Хайманота». Мамхеры ежегодно собирались в Дэбрэ-Либанос в день памяти основателя. В 1367 г. настоятель Иезекия торжественно перенёс мощи Такла Хайманота в главный монастырь и положил под алтарём храма. В начале XV в. игуменом Феодором была построена новая церковь, освящённая во имя Такла Хайманота, принявшая его мощи и ставшая усыпальницей настоятелей. Отношения молодой растущей конгрегации с царской властью в XIV–XV вв. складывались сложно: эфиопские цари уважали монахов и охотно благотворили монастырям, но не желали мириться с независимым поведением отдельных игуменов. Им особенно не нравилось их вмешательство в государственные дела, в частности, протесты против традиционного царского многожёнства, которое обусловливалось государственными соображениями. Монастырское предание сообщает о связанных с этим гонениях на настоятелей Дэбрэ-Либанос со стороны царей Амда Сиона и Давида II (1380–1411 гг.). Сын Давида, царь Зара-Якоб (1434–1468 гг.), отправил игумена Андрея в заточение, где тот скончался.

 



 
PR-CY.ru