ДЕВЯТЬ ПРЕПОДОБНЫХ - Страница 3

Губа ушёл в пустыню Барка (Барака), и более ничего ни о его жизни, ни о погребении исследователям не известно. Даже его память достаточно условна: он почитается в тот же день, что и св. Афце. Иногда Губу отождествляли с Оцем. Алеф из Кесарии (память в Эфиопской церкви 11 магабита; 7 марта) последовал за Арагави и основал монастырь Дэбрэ-Халлелуя близ реки Мэрэб (в 5 км от Йехи). В гомилии в честь Гаримы вместо Алефа упоминается Оц (память в Эфиопской церкви 4 тахсаса; 30 ноября или 1 декабря), чьё происхождение также выводится из Кесарии. Йэмата (память в Эфиопской церкви 23 тэкэмта; 20 (21) октября) пришёл из места, названного Косэят, в котором К. Конти Россини без достаточных доказательств предлагает видеть искажённое Фустат (Старый Каир). Йэмата основал монастырь, известный как Энда-Абуна-Йэмата, в горном районе близ местности Гух, где до настоящего времени сохранилась высеченная в скале церковь Абуна-Йэмата-Гух. Ликанос из Константинополя (память в Эфиопской церкви 28 хэдара; 24 ноября) почитается как основатель монастыря Дэбрэ-Куанасель близ Адуа. Цахма из Антиохии (память в Эфиопской церкви 16 тэра; 11 (12) января) поселился в месте, именуемом Цаденья. Монастырь, названный в его честь, существует на горе Димбела близ Адуа. Ливаний из Рима (память в Эфиопской церкви 3 тэра; 29 (30) декабря), проповедовавший к северу от рек Мэрэб и Бэлес, удостоен почётного прозвания Апостол Эритреи. Под именем Абба-Матта он занимает в гомилии в честь Гаримы место Арагави и, подобно ему, считается учеником Пахомия, который якобы послал его в Эфиопию. Ему приписывается перевод на геэз Евангелия от Матфея. Йоханни, согласно преданию, пришёл из Египта при царе Калебе и основал монастырь Дэбрэ-Сина в Сенхите. Девять преподобных нередко устраивали монастыри и церкви на местах языческих капищ. Помимо упомянутой выше Йехи исследователи отмечают три дохристианских городища близ Аксума, получившие названия в честь трёх из Девяти преподобных: Абба-Ликанос, Абба-Панталевон и Абба-Матта. До недавнего времени было принято считать, что Девять преподобных в подавляющем большинстве являлись сирийцами и принесли в Эфиопию монофизитские традиции именно из Сирии. По мнению Игнацио Гвиди (1844–1936 гг.) и К. Конти Россини, восемь из Девяти преподобных (Арагави, Гарима, Афце, Губа, Алеф, Ликанос, Матта, Йоханни) имеют имена сирийского происхождения. Позже выяснилось, что Гарима – дохристианское эфиопское имя (в надписях – сын аксумского царя, командовавший экспедиционным корпусом в середине III в. н.э. в Йемене), Афце – южноаравийское (в надписи – один из предводителей хадрамаутского племени ас-садаф в начале IV в.), а Йоханни – коптское. Вместе с тем позиция М. Нибба, отрицающего наличие всякого сирийского влияния на эфиопское христианство, в том числе и через Девять преподобных, представляется исследователям гиперкритической.



 
PR-CY.ru