ДОГМАТИКА

ДОГМАТИКА – термин, обозначающий христианскую догматическую теологию вне зависимости от конфессии; раздел богословия, в котором даётся систематизированное изложение догматов (положений) какой-либо религии. Иногда догматика понимается как система или комплекс догматов (см. Догмат) в отличие от догматической теологии – одной из богословских дисциплин. Догматическое богословие излагается или в виде системы догматов, или в виде истории догматов; в том и другом случае свой материал догматика черпает из Священного Писания и из Священного Предания. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм и другие религии. Часто догматика выражается кратко письменно в виде официального вероисповедного документа – исповедания веры или катехизиса. Хотя катехизис не является органичным для православия, источником догматического богословия которого является «Источник знаний» («Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина), но ввиду появления подложных православных катехизисов, самым известным из которых является кальвинистский катехизис «патриарха Лукариса», православные как исключение из правил были вынуждены выпустить свой (составленный по поручению и с одобрения всех православных патриархов) катехизис «Православное исследование веры» Киевского митрополита Петра Могилы (1596/1597 – 1647 гг.) для опровержения подложных катехизисов. Однако затем появились и другие подобные документы православных, связанные, помимо задачи опровержения подложных катехизисов, также с массовым переходом в православие привыкших к катехизисам католиков и протестантов и необходимостью проведения диспутов с инославными. Особенно замечательным признаётся богословие Феофана Прокоповича (около 1711 г.), в котором впервые догматы, как предмет догматики, обособляются от истин нравоучения. В своём последовательном развитии догматика представляет три периода: первоначальный до Вселенских соборов, периода Вселенских соборов и от Вселенских соборов до XV в. Логическое обоснование догматов веры, а также их систематизация (или приведение во взаимное соотношение) начинается с тех пор, как в числе членов церкви стали появляться образованные люди – апологеты христианства (Иустин Философ и др.), которые первыми отыскивали точки соприкосновения между верой и разумом. Климент Александрийский (около 150 – после 215 гг.) сделал решительную попытку представить истины веры в форме научного знания; учил, что нет веры без знания, как и знания без веры; наука должна проникаться верой, а истины веры должны иметь наукообразное изложение. Сочинение Оригена (около 185 – около 254 гг.) «О началах» представляет собой дальнейший шаг на пути научного развития догматики, заключая в себе опыт полной систематизации догматов.

 



 
PR-CY.ru