ДАНИЕЛУ Жан - Страница 4

Опыт подобного богословия у христианства имеется, и содержится он в древней церкви. Следованием этой программе, которую Жан Даниелу неуклонно разворачивал в течение всей жизни, обусловлены два направления его научной деятельности – патрологические и церковно-исторические исследования; третье направление (отношение христианства к другим религиям и нерелигиозному опыту) возвращает его к исходной идее присутствия Бога в мире и реализует её на новом богословском уровне. Требованиям реалистичности в богословии вполне удовлетворяло богословие св. отцов; поэтому возвращение к ним, согласно Жану Даниелу, необходимо. В их трудах можно найти такие категории, которые являются категориями современной мысли и которые утрачены схоластическим богословием. В книге «Platonisme et théologie mystique» («Платонизм и мистическое богословие», 1944 г.), посвящённой духовному учению Григория Нисского, Жан Даниелу показывает, что христианская мистика в своих высших проявлениях прибегает к современным ей средствам выражения самой важной тайны – преображения души в Иисусе Христе. При этом неважно, какие именно средства выражения используются. Платонический характер богословия святителя Григория Жан Даниелу считает лишь акциденцией по отношению к содержанию его богословия; на месте платонической системы понятий могла бы оказаться буддийская, но и в таком случае христианская мистика не перестала бы быть христианской. Обращение Жана Даниелу именно к Григорию Нисскому объясняется тем, что святитель Григорий, по его мнению, является самым великим мистиком среди греческих отцов; кроме того, его глубочайшая богословская мысль получает совершенное выражение на современном ей философском языке. Мистическое учение святителя Григория отражает то чувство присутствия Бога, которым пронизано всё мироздание. Важным оказывается факт открытости святителя для других, который Жан Даниелу характеризует как «апостолический», т.е. обращённый к миру, ибо «апостол исполняется благодатью только для того, чтобы сообщить её другим». Пастырь не просто духовный человек, это непременно член церковной иерархии – пресвитер или епископ. Его задача – предстательство перед Богом за народ, который он посредством Слова Божия приобщает к тайнам, «увиденным» им в опыте богообщения. Одним из таких людей в древности был Ориген. В посвящённой ему монографии («Origène», 1948 г.) Жан Даниелу делает попытку свести воедино все аспекты его наследия, избегая редукции к какому-либо одному из них, поскольку универсализм Оригена, согласно Жану Даниелу, отвечает универсальному характеру христианства. Ориген первым среди христианских мыслителей очертил границы разума в мистическом поиске, всегда при этом оставаясь, по мнению Жана Даниелу, в рамках церковных законов, даже если некоторые его богословские гипотезы впоследствии не вписывались в принятое церковью учение. Ориген сочетает в себе и философа-платоника, и богослова-экзегета, и духовного наставника, опирающегося на богословие Логоса.

 



 
PR-CY.ru