ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ - Страница 4

Как считают исследователи, канон Давида IV Строителя был создан под влиянием Великого канона Андрея Критского, перевод которого по поручению царя осуществил Арсений Икалтойский. Это – молитва смиренного царя перед Всевышним и Богородицей, в тексте отражены эсхатологические и философские взгляды Давида IV Строителя на человека, вселенную, сущность греха и покаяния. Канон зачитывают после литургии в день памяти Давида IV Строителя (26 января). Завещания были составлены по приказу царя монахом Арсением, которого многие исследователи отождествляют с Арсением Икалтойским. Завещание Шиомгвимской лавре (1123–1124 гг.) было написано перед походом в Ширван. Давид IV Строитель извиняется за поспешность, связанную с походом, благодарит монахов монастыря за оказанную ему помощь в борьбе с феодалом-сепаратистом, владетелем Зедазени и Мухрани Дзаганом, сообщает о том, что жертвует монастырю обширные земли с крестьянами, а также освобождает монастырь от любых государственных и церковных налогов «на веки вечные». Шиомгвимский монастырь как царский пользовался особым положением и расположением грузинских царей до начала XIX в. Завещание Гелатскому монастырю (1125 г.) называют предсмертным, в нём речь идёт о наследниках. Старшему сыну, царевичу Деметре, поручается закончить строительство гелатского Успенского собора, начатое в 1106 г. и доведённое до купола, и освятить храм. Давид IV Строитель изображён на фреске XVI в. в соборе Рождества Богородицы монастыря Гелати. Образ царя открывает галерею исторических лиц в ктиторском ряду на северной стене северного рукава храма. Фронтальную фигуру царя, превосходящую по размерам остальные, выделяет величественная осанка, в правой руке он держит акакию (мешочек с землёй), в левой – модель храма. Портретные черты Давида IV Строителя (пропорциональное лицо, миндалевидные глаза, короткий прямой нос, густые брови, короткая округлая седоватая борода) передают благородный образ правителя. Царский венец с подвесками-пендулиями, обрамляющими лицо, усыпан драгоценными камнями. Лоратное облачение Давида IV Строителя представляет собой упрощённый вариант царских одежд, характерный для поздневизантийского периода (XIV–XV вв.). Изображение сопровождает надпись на асомтаврули: «Великий, выдающийся среди царей, Строитель вовеки, да пребудет память о нём. Аминь». Образ царя сохранился также на монетах времени его правления. Так, на аверсе медной монеты, вычеканенной в 1123 г., помещено его фронтальное изображение во весь рост. Он облачён в дивитисий и хламиду, на голове увенчанная крестом стемма с пендулиями, в руках царские инсигнии – скипетр и держава. Исследователи предполагают, что Давид IV Строитель изображён в росписях Атени Сиони (конец XI в.), церкви св. Георгия в Бочорме (1104–1125 гг.), в кафоликоне монастыря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи (начало XIII в.). Плохая сохранность росписей не позволяет исследователям судить об иконографических особенностях этих изображений царя.



 
PR-CY.ru