ДОГМАТ, догма - Страница 3

Начиная с IV в. слово «догмат» в церковном употреблении постепенно теряет ряд значений и всё чаще используется для обозначения христианского вероучения. При этом у некоторых отцов церкви уже встречается разграничение понятий «догматическое учение» и «нравственное учение». Такое разграничение устанавливают Кирилл Иерусалимский (315–386 гг.) и Григорий Нисский (около 335 – около 394 гг.). Василий Великий (около 330 – 379 гг.) делит христианское учение на догматы и проповедь. Христианское вероучение, содержащееся в Божественном Откровении, находит выражение в догматах церкви. Самыми древними догматическими сводами, существовавшими в различных поместных церквах и региональных общинах, были Символы веры. Впоследствии к ним были присовокуплены догматические постановления семи Вселенских соборов, включая и догматические постановления поместных Соборов, утверждённых на Трулльском соборе (691–692 гг.). Наряду с ними, замечает архиепископ Василий (Кривошеин), в силу особой авторитетности можно поставить определения Константинопольского собора 879 г., а также Константинопольских соборов 1341–1351 гг. о сущности Божьей и энергиях, представляющих собой нетварную божественную благодать. Архиепископ Василий также придаёт догматическое значение исповеданию веры Григория Паламы (1296–1359 гг.), провозглашённому на Соборе 1351 г., и исповеданию веры Марка Евгеника Эфесского (1392–1444 гг.) на Феррарао-Флорентийском соборе (1438–1445 гг.), «где устами св. Марка говорила вся Святая Церковь». Продолжая этот перечень, рхиепископ Василий замечает: «Можно без преувеличения сказать, что анафора литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста по своей богословско-догматической авторитетности нисколько не уступает догматическим постановлениям Вселенских соборов. Особенно это верно об анафоре св. Василия Великого, где все основные моменты христианского учения – творение, грехопадение, Воплощение, Воскресение, спасение, конечные судьбы человека – выражены так полно, ярко и глубоко. Да и троическое богословие раскрыто в ней с той же силой. И всё это богословие есть плод и выражение соборной евхаристической молитвы, источника и корня нашей веры». Согласно христианскому вероучению, догматическое сознание церкви не ограничивается перечисленными доктринальными текстами, а содержит всю полноту вероучительной истины, необходимую для спасения человека. Это не противоречит словам апостола Павла о познании «отчасти»: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13:12). Главной особенностью христианского познания является то, что оно антиномически совмещает в себе познание «отчасти» с познанием полноты церковного вероучения, о которой писал апостол Иоанн Богослов: «Вы имеете помазание от Святого (Духа) и знаете всё» (1 Ин. 2:20).

 



 
PR-CY.ru