ДОГМАТ, догма - Страница 12

Что касается сознания нецерковного, то оно, естественно, такого значения за догматом не признаёт. Более того, оно, как правило, использует само слово «догмат» (или «догма») для обозначения устаревших и «окостеневших» доктрин или отдельных положений, слепо принимаемых на веру или под давлением авторитета. Это происходит потому, что нецерковное сознание воспринимает догматы церкви как нечто консервативное, мешающее развитию человека и его творческому совершенствованию: «В сознании современного, образованного человека, выросшего в духовной атмосфере последних веков, т.е. под влиянием критики Церкви и её учения, слово «догмат» стало прямо означать какую-то неподвижную, застывшую, омертвевшую мысль, – как бы оторвавшуюся от своего живого корня, от свободного умственного усилия познания и понимания; а слово «догматический» стало синонимом слепого, скованного, неподвижного склада ума». Для людей, далёких от христианства, сам факт наличия в церкви Абсолютной Истины, которая находит выражение в догматическом учении церкви, является неприемлемым, и это преимущество церкви, обладающей истиной, превращается для них в её недостаток, т.к. в нём они усматривают сползание церкви к застою и консерватизму. Для таких людей более предпочтительной была бы церковь, которая искала бы истину, как ищут её на различных путях человеческого познания (в науке, философии и т.п.), т.к. поиск истины нецерковное сознание ассоциирует с совершенствованием человека. Однако церковное обладание истиной не исключает совершенствования человека. Более того, заповедь: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48) – является самой главной заповедью в христианстве. С точки зрения христианского учения, наличие в церкви Абсолютной Истины не препятствует познанию человека и его совершенствованию, хотя и понимаемым в христианстве иначе, чем в различных гносеологических системах. Христос сказал: «...Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Основной особенностью догмата является то, что он отражает Абсолютное Начало, Абсолютное Бытие и Абсолютную Истину. Этим он значительно облегчает путь человека, на протяжении тысячелетий стремящегося к познанию Абсолютного с помощью истин промежуточных, частичных и относительных. Однако сам человек в процессе познания далеко не всегда пользуется догматическим богатством церкви. Христианская максима – Христос есть Истина (Ин. 14:6), которая освобождает человека (ср.: Ин. 8:32), – продолжает звучать в мире, лежащем во зле (1 Ин. 5619). Наличие в христианстве широко разработанной догматической системы не вступает в противоречие с этой максимой. Христианская религия, имеющая по сравнению с другими религиями наибольшее количество догматов, в то же время является религией подлинной свободы, в которой человек обретает достоинство, величие и бессмертие.



 
PR-CY.ru