ДУРА-ЕВРОПОС - Страница 7

Программа росписи иллюстрирует исполнение пророчеств о грядущем приходе Мессии, об утверждении царства Давидова, о восстановлении Иерусалима и его храма, а также примеры духовной силы и чудесных побед пророков. Важнейшим является принцип сопоставления, воспринятый христианским искусством, соотносящим ветхозаветные пророчества и их исполнение в Новом Завете: «Пророк Моисей получает скрижали Завета» и «Исаия, пророчествующий о Новом Завете»; «Пророк Моисей ведёт иудейский народ в землю обетованную» и «Исаия, пророчествующий о Новом Иерусалиме». Живопись синагоги доказывает существование иудейского монументального изобразительного искусства вопреки запрету на изображение живых существ (Исх. 20:4). Уже с I в. отдельные раввины предлагали его более гибкое истолкование, стремясь оправдать украшение синагог библейскими сценами и фигурами пророков (ср. мозаичные полы V–VI вв. в синагогах Айн-эд-Дуюка близ Иерихона, Бет-Альфы и Герасы). Выбор сюжетов, акцентирование некоторых из них позволили исследователям предположить, что росписи иллюстрируют пророческие книги Ветхого Завета (наиболее ранние многочисленные и детальные иллюстрации к избранным книгам Библии, по предположению К. Вайцмана, могли возникнуть в еврейской диаспоре в III в. до н.э., после перевода Септуагинты), являясь, таким образом, промежуточным звеном между иллюстрированными античными свитками на папирусе и иллюстрированными христианскими Библиями. Росписи доказывают, что не только ветхозаветная, но и новозаветная иконография формировалась, главным образом, в Сирии и Палестине, распространяясь отсюда по всему позднеантичному миру, обогащаясь традициями местных школ, в первую очередь, римской. Живописный ансамбль синагоги важен для определения истоков формирования христианской иконографии. Общность сцен, фигур, поз и жестов в иудейском и раннехристианском искусстве указывает на их тесные контакты и на то, что иконография иудаизма послужила одним из образцов для христианского искусства. Некоторые сцены также присутствуют в росписях римских катакомб на Виа Латина («Моисей, рассекающий воды Красного моря», «Переход через Красное море», «Благословение Иакова», «Сон Иакова», «Нахождение Моисея»), в ранней византийской миниатюре; сходство имеют как композиционные схемы («Триумф Мардохея» и «Вход Господень в Иерусалим»), так и элементы иконографии (например, Рука Господня, квадратные нимбы или архитектурные элементы, подчёркивающие абрис голов). Росписи демонстрируют знакомство иудейских мастеров с приёмами античной живописи этого времени. В большинстве сцен объёмы уплощены, пространство условно. Однако расположение фигур на разных уровнях, изображение «удаляющихся» падающих теней, приёмы моделировки лиц и складок свидетельствуют о попытке обозначить глубину пространства, достичь объёмности изображений. Позы некоторых фигур, рисунок их драпировок соответствуют правилу контрапоста.

 



 
PR-CY.ru