ДУРА-ЕВРОПОС - Страница 6

К.Г. Крелинг в фигурах тогатусов усматривает изображение персонажей двора Давида, К. Вайцман – пророков времён Давида, Нафана и Самуила, или инициаторов восстановления храма после возвращения евреев из Вавилонского плена – Иисуса и Зоровавеля, или пророков Аггея и Захарию. Композиция близка сценам, известным в христианском искусстве: Иисус Христос с апостолами Петром и Павлом (апсида старой базилики апостола Петра в Риме), Господь в ветвях виноградной лозы (гробница Юлиев, Ватиканские гроты), Богоматерь с Младенцем (конха апсиды церкви Санта-Мария в Санта-Мария-Капуа-Ветере (не сохранилась), апсида церкви Санта-Мария Маджоре в Риме). Центральную группу окружают 13 фигур в персидских одеждах, видимо, старейшин иудейских колен, существовавших до пророка Давида, что символизирует объединение Израиля после прихода Мессии. В христианском искусстве этой сцене аналогична сцена с Христом в окружении 12 апостолов (фреска в катакомбах Домициллы в Риме, где среди 12 апостолов по сторонам от Христа два представлены стоящими). Ниже, поверх изображений трона и стола, были написаны сцены: «Благословение Иаковом Ефрема и Манассии» (слева) и «Благословение Иаковом своих сыновей» (справа). Слева вверху представлен пророк Давид-псалмопевец во фригийском колпаке, с лирой в руках, напоминающий античные изображения Орфея в окружении предсказавших восстановление Иерусалима пророков Исаии (слева, с солнцем и луной по сторонам от главы) и Иеремии (справа, с развёрнутым свитком в руках и покрытым тканью Ковчегом Завета). По сторонам от центральной группы помещены «Пророк Моисей и Неопалимая Купина» (слева) и «Пророк Моисей, получающий скрижали Завета» (справа). На западной стене, слева от ниши Торы, расположены композиции: в нижнем ярусе – «Помазание пророка Давида на царство» и «Нахождение Моисея», в среднем – «Аарон предстоит перед Иерусалимским храмом» (изображены жертвенные животные и семисвечник за храмовой стеной) и «Ковчег Завета в храме Дагона», в верхнем – «Переход через Красное море». Справа от ниши в нижнем ярусе – «Пророк Илия, воскрешающий сына вдовы» и «Триумф Мардохея», в среднем – «Стена Беэршивы» и «Освящение скинии», в верхнем – «Помазание Соломона на царство» и «Встреча царя Соломона и царицы Савской». На южной стене в нижнем регистре – «Царь Ахав и пророк Илия» (сохранился фрагмент), «Пророк Илия и Зарефата», «Пророк Илия на горе Кармил», «Пророк Илия убивает жрецов Ваала», в среднем – «Перенесение Ковчега Завета в Иерусалим», росписи верхнего регистра утрачены. На северной стене в нижнем ярусе – «Видение пророка Иезекииля» и «Маттафия из рода Хасмонеев перед идолопоклонниками», в среднем – «Битва пророка Самуила с филистимлянами» и «Пророк Самуил у Силома», в верхнем – «Сон праотца Иакова» (сохранилось частично). На восточной стене видны росписи нижнего яруса: справа от входа – «Пророк Давид и царь Саул в пустыне Зиф», слева – незначительные фрагменты композиции «Пир Валтасара».

 



 
PR-CY.ru