ДУРА-ЕВРОПОС - Страница 3

В середине 1980 гг. раскопки возобновлены франко-сирийской экспедицией под руководством Пьера Лериша. Памятники материальной культуры и эпиграфики, сохранившиеся в Дура-Европос, доказывают, что в парфянский период его население было сирийским, арабским и иранским. Этническая картина усложнилась при Селевкидах с поселением греков и македонян, затем – с римским завоеванием. Различные религии были принесены в Дура-Европос греками, римскими воинами (в основном, германцами из Северной Европы), арабами из Пальмирского оазиса, степными кочевниками, парфянами; население разделялось по вероисповеданию, о чём свидетельствуют надписи: в синагоге они выполнены на арамейском языке, в «церкви» – на греческом. Еврейские имена не встречаются в надписях, найденных в «церкви», т.к. христианство в Дура-Европос исповедовали воины римского гарнизона, поклонявшиеся также Митре, культ которого был принесён из Северной Европы. Местная знать города состояла из землевладельцев, караванных торговцев, потомков македонских воинов-колонистов Селевка I, греков следующей волны колонизации и семитской знати, включённой в состав полноправных граждан при образовании полиса. Потомки автохтонной знати Дура-Европос и греков при образовании полиса получили статус полуполноправных граждан (они были лично свободны, правоспособны и дееспособны). В городе существовали корпорации, группировавшиеся по этническому признаку: наиболее привилегированной была греко-македонская группа, составлявшая аристократию города, из которой выходили высшие должностные лица. Управление осуществлялось по греческой традиции и носило полисный характер, т.к. имелся совет – буле. Греческому законодательству подчинялись все граждане. Живописные ансамбли Дура-Европос – росписи позднеэллинистического (позднеримского, позднеантичного) периода, находящиеся в языческих и иудейских святилищах, а также в христианских домах, свидетельствуют о богатых художественных традициях региона и его полиэтничности. Они уникальны для Ближнего Востока по масштабу и программам; время их создания, художественная ценность и степень сохранности различны. В 1935 г. английским археологом Кларком Хопкинсом была открыта синагога; он ошибочно определил её как греческий храм. Судя по археологическим обследованиям и арамейской надписи, синагога была возведена в 244/245 г. на месте меньшей по размерам (4,6х10,85 м) синагоги, декорированной геометрическими и растительными орнаментами в конце II – начале III вв., а в 249–250 гг., согласно греческой надписи, поновлена, расширена и расписана заново членами общины по инициативе «старейшины евреев» Шмуэля бен Иди. Она вмещала вдвое больше верующих, чем ранее, была богаче, чем близлежащая «домовая церковь», что свидетельствует о влиятельности иудейской общины (видимо, небольшой).

 



 
PR-CY.ru