ДИССЕНТЕРЫ - Страница 3

Окончательно дискриминационные законы в отношении диссентеров были отменены лишь в XIX в. В 1836 г. было отменено обязательное англиканское венчание, с 1868 г. – налог на государственную церковь с независимых общин. Крупнейшими теологами негосударственного протестантизма XIX в. были Чарльз Годдон Сперджен (1834–1892 гг.), Питер Тейлор Форсайт и Р.У. Дейл. С конца XIX в. понятие «диссентеры» исчезает, и большинство из них начинает носить название «Англиканские свободные церкви», объединённые в 1896 г. в Национальный совет, а в 1919 г. – в Федеральный совет евангелических свободных церквей (в 1940 г. эти объединения слились, а попытки укрупнения кальвинистских общин были и позднее). С начала XX в. и по сей день во всех свободных церквах Англии продолжается конфликт между консервативными протестантами (evangelicals) и сторонниками либерализма. В середине 1970 гг. «диссидентами» (или «инакомыслящими») западная, а позже и советская печать стала называть граждан, которые, наблюдая, как внушившая надежды хрущёвская «оттепель» сменяется возвратом к прежней тоталитарной организации общества и государственной идеологии, выступили против конформизма, с утверждением суверенности личности, идеала плюрализма и свободы взглядов. Не формулируя каких-либо конкретных политических программ, они требовали соблюдения на практике «Всеобщей декларации прав человека ООН», прекращения преследований за убеждения (в том числе и религиозные). Немногочисленные группы диссидентов развернули активную информационную деятельность, тщательно фиксируя все случаи нарушения прав граждан, постоянно информируя о них советскую и зарубежную общественность, стоически перенося обрушившуюся на них волну преследований и клеветы, не останавливаясь перед действиями, грозившими арестами, заключением, высылкой из страны. Мировоззренческие установки и ценности диссидентов ярко проявились в творчестве писателей, поэтов, историков, публицистов, художников, композиторов, создавших динамичный и, как выяснилось позже, влиятельный компонент тогдашней духовной жизни. Участники диссидентского движения выражали идеи, которые так или иначе разделяло большинство советской интеллигенции, а поэтому даже одиночные выступления воспринимались как проявления гражданского и нравственного мужества, становились точками кристаллизации демократических убеждений, прямо или косвенно способствуя их торжеству.



 
PR-CY.ru