ДВЕНАДЦАТИ ПСАЛМОВ ЧИН - Страница 2

Исследователи предполагают, что описанный в этих памятниках египетского происхождения круг из 24 суточных служб восходит к практике египетского монашества IV в. и соответствует «Правилу ангела», описанному епископом Еленопольским Палладием и преподобным Иоанном Кассианом Римлянином, где каждый час состоял из псалма и молитвы. Древний ряд 24 суточных псалмов выписывается в качестве приложения в некоторых рукописях Псалтири. В отдельных рукописях ряд объединён с системой суточных служб по палестинскому Часослову. Сходство в выборе псалмов указывает исследователям, что эта же система 24 псалмов, вероятно, была использована при составлении сложного цикла суточных служб, приведённого в знаменитой грузинской рукописи X в. и основанного на палестинской практике, предположительно, старше VII в. Сопоставление указаний источников о древнем ряде 12 ночных псалмов позволяет исследователям выделить две редакции древнего ряда псалмов. Начиная с XIII в. в рукописях хорошо представлен новый ряд из 12 ночных псалмов, не имеющий при себе соответствующего ряда из 12 дневных псалмов; к нему относится и чин двенадцати псалмов согласно современным богослужебным книгам. Исследователи полагают, что новый ряд происходит из студийской практики; во всяком случае, он хорошо известен им по рукописям, связанным с послеиконоборческой студийской традицией. Уже в X в. Симеон Благоговейный (Студит) рекомендовал включать 12 псалмов в состав келейной ночной молитвы («Аскетическое поучение»). В южноитальянском студийском Типиконе 1292 г. в конце великопостного великого повечерия предписано петь 12 псалмов, объединённых в четыре группы по три псалма. В грузинском Часослове студийского типа XII–XV вв. выписано шесть ночных часов, в каждом из которых по два псалма. Среди славянских студийских Часословов новый ряд есть в рукописях XIII и XIV вв. В рукописи XIII в. раздел с ночными часами оказался утрачен, тогда как дневной раздел содержит отдельные 3-псалмные службы 12 часов дня, выбор псалмов для них не совпадает с древним рядом дневных псалмов. Последование 12 ночных псалмов в славянских студийских Часословах в рукописях озаглавлено как «великий мефимон» (т.е. великое повечерие) или как «ночные часы» и содержит перемежаемые дополнительными молитвословиями четыре трёхпсалмия, замыкающиеся вседневным славословием, пятью тропарями на каждый из восьми гласов, молитвой св. Евстратия, отпустительными тропарями и несколькими молитвами (это последование в очень большой степени совпадает с печатаемым в современных богослужебных книгах чина двенадцати псалмов).

 



 
PR-CY.ru