ДИОНИСИЙ, Зобниновский Давид Фёдорович - Страница 7

Однако справщики заявили, что одни не могут взяться за эту работу, и 8 ноября 1616 г. царь поручил Дионисию провести исправления Требника в Троице-Сергиевом монастыре и привлечь к этой работе тех старцев, которые «подлинно и достохвально извычны книжному учению и граматику и риторию умеют». Дионисий и старцы должны были не только внести исправления, но и обновить состав книги, чтобы в ней были собраны «многия нужнейшия потребные вещи, без которых вашему священническому чину и всем православным христианом быть нельзя». Работа по правке богослужебных книг к тому времени в монастыре уже была начата: в 1615/1616 гг. старцем Арсением Глухим были подготовлены две рукописи Канонника – одна «повелением и замышлением», другая «помощию и повелением» Дионисия. Производилась не только сверка текста по аналогичным спискам, но и правка служб и канонов, написанных «неискусными творцы грамотичному учению». Работа по выполнению царского распоряжения об исправлении Требника продолжалась в течение полутора лет. Главными помощниками Дионисия были старцы Арсений Глухой и Антоний (Крылов), а также Иоанн Наседка. Справщики не знали греческого языка и ограничились сличением находившихся в их распоряжении славянских рукописей; предпочтение отдавалось чтению более древних списков. В ряде случаев книжники просили архиепископа Арсения Элессонского (1550–1625 гг.) навести справки в имевшихся у него греческих рукописях. В результате текст Требника был исправлен и существенно расширен по сравнению с изданием 1602 г. Книжники вышли за рамки задания, занявшись правкой и других богослужебных книг – Триоди Цветной, Октоиха, Общей Минеи, месячных Миней. Наблюдения исследователей показывают, что дело не ограничивалось сличением списков. Троицкие книжники обращали внимание и на содержание текста, переставляя знаки препинания, заменяя одни слова и выражения другими. Справщики стремились исправлять смысловые ошибки, а также удалять из текстов отдельные вкравшиеся ошибочные чтения (многие из предложенных ими поправок вошли затем в московские издания XVII в.). По инициативе Дионисия была проделана систематическая правка заключительных славословий в молитвах. Из конечных славословий молитв, обращённых к Богу Отцу или к Богу Сыну, было изъято обращение к другим Лицам Святой Троицы. Обращение ко всем трём Ипостасям Троицы помещалось в славословиях лишь тех молитв, где «не было особных имён». Поправка, вызвавшая впоследствии наиболее резкую реакцию, была сделана в молитве на освящение воды, читавшейся в навечерие Богоявления. Из прошения «Сам и ныне, Владыко, освяти воду Духом Твоим Святым и огнём» были удалены слова «и огнём». Справщики основывались на том, что в более ранних Служебниках эти слова отсутствовали, а в рукописях второй половины XVI в. они помещались на полях или над строкой. Работа была завершена к маю 1618 г.

 



 
PR-CY.ru