ДИОНИСИЙ, Зобниновский Давид Фёдорович - Страница 5

Троицкая вотчина за годы Смуты подверглась сильному разорению, её население уменьшилось почти наполовину. Оставшиеся на земле крестьяне были по большей части «людьми пришлыми», пользовавшимися льготами на обзаведение хозяйством. По подсчётам Марины Сергеевны Черкасовой, «старые» крестьяне составляли ко времени окончания Смуты не более 10% населения монастырских владений. По ходатайству троицких властей во главе с Дионисием и келарем Авраамием (Палицыным) в 1613/1614 гг. был принят «боярский приговор» о возвращении во владения монастыря крестьян, покинувших свои наделы или вывезенных «насильством» после 1 сентября 1604 г. Когда назначенные для проведения сыска и возвращения крестьян дети боярские из приказа Большого дворца, не выполнив полностью задачи, разъехались по домам, то по ходатайству Дионисия и Авраамия эти обязанности в начале 1615 г. были возложены на местных воевод и приказных людей. В результате предпринятых усилий в 1614–1615 гг. значительное число бывших троицких крестьян было возвращено на старые места. От прежних русских правителей монастырь получил много различных прав и привилегий, теперь нужно было добиваться их подтверждения новой царской властью. Эта задача была в целом успешно решена. Ряд грамот, подтверждавших прежние пожалования, были получены троицкими властями уже в 1613 г. Так, 20 мая царь подтвердил традиционное право монастыря не платить при выдаче ему грамот «подписных и печатных пошлин». 13 августа было подтверждено право на сбор пошлин при продаже лошадей на «конской площадке» в Москве. 3 ноября за обителью было подтверждено право не уплачивать пошлины за суда, направлявшиеся в Астрахань за рыбой и солью. Особое значение имело подтверждение в августе общей жалованной грамоты царя Василия Шуйского от 11 июня 1606 г. на земли Троице-Сергиева монастыря в 28 уездах – большую часть владений обители. За монастырскими властями было подтверждено право самим собирать и передавать в государственную казну налоги с этих земель. Была подтверждена и полнота судебно-административной власти монастыря над населением его владений. Тогда же, в августе, была подтверждена грамота царя Фёдора Ивановича 1586 г., предоставлявшая властям монастыря право иметь в своих владениях губную организацию, подчинённую Разбойному приказу. Первые годы архимандритства Дионисия ознаменовались появлением в составе троицких владений ряда приписных обителей. Эти перемены были результатом усилий братии небольших или разорённых монастырей, рассчитывавших с помощью организационно более сильного монастыря обеспечить защиту себя и своих владений от «воровских людей». Правительства ополчений в 1611–1612 гг. приписали к Троице-Сергиеву монастырю Никольский Чухченемский (Чухчеремский) монастырь и алатырский во имя Святой Троицы мужской монастырь.

 



 
PR-CY.ru