ДИОНИСИЙ, Зобниновский Давид Фёдорович

ДИОНИСИЙ, Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Фёдорович, Радонежский (около 1570 – 1633 гг.), архимандрит Троице-Сергиевой лавры – преподобный (память 12 мая, в неделю после 29 июня – в Соборе Тверских святых, 6 июля – в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 августа – в Соборе Московских святых). Главным источником сведений о жизни Дионисия является «Житие», написанное его учеником Симоном (Азарьиным) по просьбе Боголепа (Львова), насельника Кожеезерского в честь Богоявления мужского монастыря. Симон в 1624 г. принял постриг в Троице-Сергиевом монастыре, после того как он был чудесным образом исцелён по молитве Дионисия, и несколько лет жил в келье преподобного. К работе над «Житием» Симон приступил во второй половине 1640 гг. При написании текста он опрашивал насельников монастыря, других людей. Неудовлетворённый своей работой, обратился к одному из ближайших сотрудников Дионисия – священнику Иоанну Наседке с просьбой записать воспоминания о Дионисии и полученную обширную записку присоединил к «Житию». Симон пишет о создании основной части «Жития» к 1648 г. (по мнению Ольги Андреевны Белобровой, «Житие» было завершено между 1648 и 1654 гг.). «Житие» сохранилось в автографе Симона – Исторический музей (О.А. Белоброва и Борис Михайлович Клосс не считают эту рукопись целиком написанной Симоном, по мнению исследователей, книжник лишь исправил её). В данном списке вместе с «Житием» и запиской Иоанна Наседки Симон поместил созданные им тропарь и канон преподобному, а также комплекс материалов, связанных с судом над Дионисием в связи с предпринятой преподобным книжной справой. В XIX в. «Житие» Дионисия публиковалось по другим спискам, не полностью. В изданиях «Жития» 1808–1834 гг. помещён канон, отличный от канона Симона (Азарьина); по мнению архимандрита Леонида (Кавелина), второй канон был составлен митрополитом Платоном (Левшиным). Дионисий (Давид) родился в посадской семье. Когда ему было 5–6 лет, родители переехали из Ржева в Старицу, где отец стал старостой Ямской слободы. Мальчика обучали грамоте местные священники Гурий Ржевитин и Георгий Тулупов (в иночестве Герман). По настоянию родителей Давид женился, затем стал священником при церкви Богоявления в одном из владений старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря – селе Ильинском Раменской волости Старицкого уезда. После смерти жены Вассы и детей около 1601–1602 гг. священник Давид принял постриг в Старицком монастыре с именем Дионисий. Здесь он вскоре стал казначеем, затем, по-видимому, в середине 1605 или в августе 1607 г., – архимандритом.

 



 
PR-CY.ru