ДИОНИСИЙ Иконник - Страница 5

В его состав входили «праздники», «пророки» (по два образа на доске) и «сидячий» деисусный ряд (в описи 1591 г. Деисус определяется как «большои пояснои, в нём 9 образом»). Неясным для исследователей остаётся состав местных икон и их дальнейшая судьба при постройке каменного храма Успения, а также царских врат 1479 г. В 1481 г. Дионисий вместе с попом Тимофеем, Ярцем и Коней создал иконостас для освящённого в августе 1479 г. кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Иконостас включал «Деисус большей с праздники и с пророки». Грандиозные размеры храма, предполагавшие соответствующий масштаб ансамбля, объясняют то внимание, с которым составитель летописи перечислил всех исполнителей самого большого (после иконного ансамбля для Успенского собора Владимира – около 1408 г., Третьяковская галерея, Русский музей) иконостаса XV в. Главенство Дионисия в записи не акцентируется и принимается на основании занимаемого им места в перечне имён (по аналогии с упоминанием исполнителей росписи 1405 г. Благовещенского собора Московского Кремля: Феофана Грека, «старца» Прохора с Городца, «чернеца» Андрея Рублёва). Выплаченная за работы в Успенском соборе сумма составила «сто рублёв». Помимо иконостаса она могла быть предназначена для оплаты росписи некоторых компартиментов в алтаре собора и для украшения нижнего яруса алтарной преграды (в отношении даты сохранившихся фрагментов росписи преграды единого мнения нет). Поскольку официальный заказчик соборного иконостаса Ростовский  архиепископ Вассиан I (Рыло), выдающийся публицист и духовник великого князя Иоанна III (в качестве заказчика архиепископ Вассиан I мог действовать от великокняжеского имени), скончался в марте 1481 г., исследователи предполагают, что работы по созданию кремлёвского иконостаса (несмотря на сообщение Софийской летописи) были начаты (или согласованы с заказчиком) в 1480 г.; возможно, расчёты с художниками производились преемником архиепископа Вассиана I – архиепископом Иоасафом (Оболенским), поставленным на Ростовскую кафедру 22 июня 1481 г. Известно, что, как и сыновья Дионисия, иконописными специальностями владели сыновья Ярца и Кони – иконник Иван Дермоярцев и «писец великого князя» Михаил Конин. Оба пользовались признанием современников. В описи Волоколамского монастыря 1545 г. Михаил Конин упомянут как автор «большой пядницы» – иконы «Достойно есть», некогда принадлежавшей Новгородскому архиепископу Макарию (1526–1542 гг.). Кроме того, документы упоминают представителей третьего поколения: внука работавшего с Дионисия Ярца – Постника Дермина (или Постника Иванова Дмитриева). Таким образом, исследователи допускают, что можно говорить об оформлении в эпоху Дионисия потомственных профессий, о сложении семейных мастерских-артелей, особенно принимая в расчёт обращение Иосифа Волоцкого к адресату «Послания иконописцу» (предположительно к Дионисию) как к «началохудожнику», а также существование (по меньшей мере. в начале XVI в.) категории художников-«писцов» великого князя и «писцов» митрополичьих.

 



 
PR-CY.ru