ДИОНИСИЙ - Страница 5

В официальном общерусском летописании XVI в. о почитании Дионисия свидетельств нет, кроме указания на нетленность его мощей, взятого из более ранних сводов. В уставной записи московского Успенского собора, составленной при патриархе Филарете в 1621 г., под 26 июня отмечена «память иже во святых отца нашего Дионисия, архиепископа Суждальского» с указанием: «Поют, как настоятель изволит». С той же датой как днём кончины Дионисий упомянут в «Палинодии» архимандрита Захарии (Копыстенского) 1621 г., в месяцеслове в составе «Полуустава» (монашеского молитвослова), опубликованного в Киеве в 1643 г., в «Описании о российских святых» (конец XVII – XVIII в.). Во втором тропаре девятой песни канона преподобных отцов Печерских, составленного около 1643 г. по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы), по-видимому, Мелетием Сиригом, Дионисий упомянут среди других святителей. В Успенской (тёплой) церкви нижегородского Печерского монастыря в 1887 г. был устроен посвящённый Дионисию придел. В конце XIX в., видимо, в той же обители, была составлена служба святителю (не опубликована). В последней четверти XX в. игумен Дионисий (Колесник) написал службу, акафист, «Похвальное слово» Дионисию и «Житие» святителя. Изображения Дионисия, известные со второй половины XVI в., встречаются относительно редко. Как правило, они связаны с двумя основными центрами почитания святого – его кафедральным городом Суздалем и Нижним Новгородом (вторым по значению городом Суздальской епархии, где находился основанный Дионисием Печерский Вознесенский монастырь). Дионисий обычно изображался вместе с другими чтимыми в этих городах святыми; его отдельные иконы немногочисленны, в основном, относятся к концу XX – началу XXI в. Значительное место в иконографии святителя занимают исторические композиции с его участием – иллюстрации летописных текстов и сюжеты житийных циклов, посвящённых ученикам Дионисия – преподобным Макарию Унженскому (Желтоводскому) и Евфимию Суздальскому. Иконографические признаки образа святого варьируются: он мог изображаться не только в богослужебных архиерейских одеждах (фелонь, омофор и митра), но и в архиерейской мантии и клобуке, а также в иноческом одеянии (особенно на житийных клеймах, соответствующих времени его настоятельства в Печерском монастыре). Описания изображения Дионисия приводятся в иконописных подлинниках под 26 июня (день памяти Давида Солунского – очевидно, тезоименитого святого Дионисия по мирскому имени): «И преподобнаго отца нашего Димитрия (Дионисия), епископа Суждальскаго, чудотворца, сед, брада подоле Сергиевы, риза святительская бакан, в шапке, амфор и Евангелие»; сходные описания – в подлинниках 1820–1830 гг.; в сводном подлиннике историка искусства Георгия Дмитриевича Филимонова (1828–1898 гг.) аналогичные сведения дополнены указанием: «...Инде пишут надсед, брада меньше Власиевы».

 



 
PR-CY.ru