ДИОНИСИЙ - Страница 4

У исследователей есть основания полагать, что поездка Дионисия была связана с заключением в 1383 г. московско-литовского соглашения, по которому Литовский великий князь Владислав (Ягайло) обязался принять православие и жениться на дочери великого князя Димитрия Донского. Очевидно, в связи с этим соглашением было принято решение о ликвидации установившегося в 1375 г. раздела Киевской митрополии на московскую часть, которой управлял митрополит Пимен, и литовскую во главе с митрополитом Киприаном. Предполагалось, что во главе воссоединившейся общерусской митрополии должен был встать Дионисий. Патриарх, не доверяя Дионисию, послал в Москву двух митрополитов, которые должны были низложить Пимена и посвятить Дионисия Суздальского. Поставленный в Константинополе митрополитом, он в 1384 г. возвращался через Киев, где сидел Киприан, также мечтавший о московской кафедре, был арестован киевским князем Владимиром (Василием) Ольгердовичем, который обвинил святителя в том, что тот поехал в Константинополь «без повеления» литовских князей. К этому времени Ягайло разорвал соглашение с Димитрием Донским, утратила силу и договорённость о занятии митрополичьей кафедры Дионисием. Святитель скончался в заключении, был похоронен в Антониевых пещерах Киево-Печерского монастыря. В сообщении «Рогожского летописца» 1440 гг. о смерти Дионисия отмечено, что «есть тело его и доныне цело и нетленно». Эта запись, читавшаяся уже в летописном своде начала XV в., отразившемся в московской Троицкой летописи, свидетельствует о рано начавшемся почитании Дионисия. По-видимому, спустя некоторое время мощи святителя были перенесены из Киево-Печерского монастыря в Нижний Новгород. Об этом, а также о нетленности мощей сообщает Симон (Азарьин) в составленном им Месяцеслове, где отмечена память Дионисия как «преподобного отца нашего», который «в Киеве в заточении душу свою Господеви предал, а оттуду по неколицех летех мощи его перенесены в Нижней целы и нетленны благодатию Божиею». Исследователи полагают, что Дионисий был погребён в нижегородском Печерском монастыре. В таком случае его мощи были утрачены в результате оползня, разрушившего монастырь на первоначальном месте 18 июня 1597 г. В XVII в. останков Дионисия уже не было в киевских пещерах, упоминание о них отсутствует в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (Киев, 1638 г.). С середины XVI в. известно о почитании Дионисия в Нижнем Новгороде. В синодике 1552 г. нижегородского Печерского монастыря говорится, что он написан в обители «преподобного чудотворца Деонисиа». В «Похвальном слове» русским святым Григория Суздальского (вторая половина XVI в.) о Дионисии сказано сразу после Киево-Печерских святых: он прославляется как устроитель многолюдного («аки град») пещерного монастыря, наставник монахов («емуже и ученик множество бе, числом и до 500 в ангельском чине причитаются»), духовный отец многих тысяч мирян («толикы тысуща приведе Господеви, толикых душь попечение име»), архиерей, имевший «разсуждение от Святаго Духа во обоих в образех же и вещех: во иноческих же и миръских».

 



 
PR-CY.ru