ДИОНИСИЙ - Страница 3

В грамоте патриарха о его возведении в сан архиепископа говорилось о нём как о человеке строгой, аскетической жизни и знатоке Священного Писания и канонов. Патриарх угрожал проклятием каждому, кто захочет «честь Церкви тоя архиепископли отъяти ли отторгнути церковное от предела ея». Благодаря авторитету, который Дионисий приобрёл в Константинополе, ему была поручена важная миссия (при этом, по-видимому, он получил полномочия патриаршего экзарха). В 1382 г., до возвращения в Суздальскую епархию, Дионисий приехал в Великий Новгород как посланец патриарха Нила «с благословением и с грамотами». Одна из грамот была посвящена еретикам-стригольникам, которые отказывались подчиняться церковной иерархии, обвиняя священнослужителей в симонии. Разъясняя ошибочность их взглядов, патриарх писал, что он и Синод посылают в Новгородскую епархию Дионисия, который наставит стригольников и приведёт к соединению с церковью. После Великого Новгорода Дионисий посетил Псков, «поучая закону Божию» и «утвержая правовернии вере» (по гипотезе Г.М. Прохорова, именно Дионисий составил «списание» против стригольников, обычно атрибутируемое Стефану Пермскому). Находясь в Пскове, Дионисий узнал, что в псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре общежительство было установлено ктитором – основателем обители, который не оставил братии письменного устава, поэтому правила общежительства здесь нарушались. Дионисий дал Снетогорскому монастырю грамоту, в которой содержались похвалы «общему житию» как наиболее совершенному устройству монастырской жизни, и были изложены основные правила монастырской киновии (общность имущества, общая трапеза, полное послушание монахов настоятелю). Дионисий обязал монахов соблюдать эти правила под угрозой отлучения со стороны патриарха. С пребыванием Дионисия в Пскове связано внесение дополнений в «Грамоту великого князя Александра» (святого князя Александра Ярославича Невского или святого князя Александра Михайловича Тверского), т.е. в Псковскую судную грамоту – судебник Псковской республики. Как полагают исследователи, эти поправки касались разграничения духовной и светской юрисдикций. Внесение дополнений сопровождалось «заклятьем», нарушителям новых установлений Дионисий угрожал быть «под тягостию отлучения пресвятого патриарха Вселеньскаго». Зимой 1382/1383 гг. Дионисий вернулся в Суздальскую епархию, 6 января, на Богоявление, совершил в Суздале чин освящения воды. Вскоре он отправился в Константинополь «о управление митрополиа Русскыя». Вместе с ним поехал духовный отец великого князя преподобный Феодор. Дионисий привёз в Константинополь письма с обвинениями против митрополита Пимена, а архимандрит Феодор сообщил, что после низложения Пимена великий князь просит возвести на митрополичью кафедру Дионисия.

 



 
PR-CY.ru