ДОКСАРАС Панайотис

ДОКСАРАС Панайотис (1662–1729 гг.) – художник и теоретик ионической иконописной школы. В 1685 г. обучался живописи на острове Закинф у иконописца Леоса Мосхоса, выходца с острова Крит. С 1694 по 1699 гг. в звании офицера состоял на военной службе у венецианцев, участвуя в боевых действиях против турок на острове Лефкада. В 1699–1704 гг. учился живописи в Венеции. Этот период ученичества стал определяющим для его творчества, пронизанного духом итальянской живописи Позднего Возрождения. Образцом для подражания художнику стали работы Паоло Веронезе (1528–1588 гг.). В 1704–1715 гг. проживал в Каламате, работал на Закинфе (иконы для построенной в 1687 г. церкви Кирия ту Ангелу, ныне в Византийском музее), Лефкаде и Керкире. По мнению исследователей, им написаны (1721–1722 гг.) четыре иконы для иконостаса церкви св. Димитрия на Лефкаде (образы Христа, Пресвятой Богородицы, св. Иоанна Крестителя, великомученика Димитрия). Главной работой Панайотиса Доксараса стала роспись церкви святителя Спиридона Тримифунтского на острове Керкира (1727 г.; поновлена Николасом Аспиотисом, 1850–1870 гг.), образцом которой послужила роспись Паоло Веронезе во Дворце дожей в Венеции. Фрагменты работ Панайотиса Доксараса сохранились в митрополичьем дворце, в монастыре Богородицы Кассопитры и в церкви Успения Божьей Матери. Его считают основателем ионической школы, привившей интерес к западной иконографии и живописной технике; он стал первым греческим художником, чаще обращавшимся к масляной живописи, нежели к темпере. Портрет Иоганна Матиаса фон дер Шуленбурга (1719 г., собрание Г. Пердиоса, Афины) – единственный сохранившийся образец из работ Панайотиса Доксараса в жанре светской живописи. В 1720–1724 гг. перевёл на греческий язык «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи с указаниями по живописной технике Леона Баттисты Альберти (1404–1472 гг.), Андрея Поццо (1642–1709 гг.) и П. Сеньери. Является автором трактата «О живописи» (1726 г.), где рассуждает о задачах живописи, роли рисунка и композиции, а также восхваляет итальянских художников (особенно высокую оценку даёт Тинторетто). В конце трактата помещено 24 рецепта покрытия живописи лаками (наиболее часто приводятся рецепты с ореховым маслом) и золочения. Сын Панайотиса Доксараса Николаос (около 1700 – 1775 гг.) унаследовал профессию отца и, так же как он, обучался живописи в Венеции. В работах этого мастера прослеживается влияние маньеризма: росписи церкви Богородицы Фанеромени (1753–1761 гг.) в г. Закинтос –сохранился плафон «Рождество Богородицы»; 10 икон – в Византийском музее г. Закинтос; роспись плафонов в церкви великомученика Мины на острове Лефкада (1762 г.) – под записью.

 
PR-CY.ru