DISCIPLINA ARCANI

DISCIPLINA ARCANI (лат. – тайное учение) – современный термин, означающий правило древней церкви не допускать присутствия некрещёных (включая оглашенных) при совершении таинств – прежде всего, крещения и евхаристии. Disciplina arcani подразумевала запрет на разглашение чинопоследования таинств и их смысла, а также точной формулировки крещального Символа веры и молитвы «Отче наш» до перехода желающего креститься в разряд «приступающих ко просвещению» (на Западе – competentes). По отношению к христианской практике термин стал употребляться со второй половины XVII в.; одним из первых его использовал французский протестантский богослов Жан Дайе (Даллеус; 1594–1670 гг.). Существует три теории происхождения Disciplina arcani. Ряд исследователей видели здесь влияние языческих мистериальных культов, в которые входили запреты на разглашение тайного знания непосвящённым. Однако раннехристианские авторы отмечали, что подобные ограничения были и в философских школах. Пьер Батиффоль предположил, что христианская Disciplina arcani происходит из иудейской традиции. Помимо примера секты ессеев, в которой существовала практика поэтапного допуска новых членов к культу и аспектам вероучения, запреты на разглашение полученного в откровении известны в пророческой литературе (Дан. 12:4) и межзаветной апокалиптике. Вместе с тем зачатки Disciplina arcani можно найти в проповеди Самого Спасителя, Который говорил притчами, обращаясь к тем, кто не были в числе Его учеников (Мф. 13:10–13, 35; Мк. 4:11, 34; Лк. 8:10). Кроме того, в Мф. 7:6 приводится заповедь «не давать святыню псам», которая в ранней церкви толковалась как относящаяся к участию некрещёных в евхаристии. Необходимость поэтапного наставления в истинах христианской веры отмечается апостолом Павлом (1 Кор. 3:2). В апостольскую эпоху все могли прийти на богослужение (ср.: 1 Кор. 14:23). Ещё во II в. православные авторы открыто излагали «правила веры» для язычников в отличие от еретиков-гностиков, которые скрывали своё учение. Чины крещения и евхаристии излагались открыто. Но тот же Тертуллиан (около 160 – после 220 гг.) говорит о вынужденном сокрытии сведений о христианском богослужении в обыденной жизни ввиду непонимания и насмешек со стороны язычников. При этом язычники всё равно знали, что совершается в церкви. Впервые Disciplina arcani упоминается у Климента Александрийского (около 150 – около 215 гг.) и Оригена (около 185 – около 254 гг.). Вероятно, она возникла в связи с организацией огласительных училищ, прежде всего, в Александрии в начале III в.

 



 
PR-CY.ru