ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 9

Гилдуин понял фразу из сочинения «О Божественных именах» как указание на то, что Дионисий Ареопагит побывал в Иерусалиме и видел гробницу Спасителя. В IX в. Иоанн Скотт Эриугена при переводе «Ареопагитик» на латынь исправил ошибку Гилдуина, которая, однако, закрепилась в западной традиции. Самые ранние сведения содержатся в «Житии преподобной Геновефы» (Женевьевы; древнейшая сохранившаяся версия – редакция начала VII в.). В «Житии» сообщается, что в конце V в. по инициативе Геновефы была построена базилика в селении Катуллиак (на месте позднейшего монастыря Сен-Дени), где пострадал и был погребён некий св. Дионисий с товарищами Рустиком и Елевферием, жителями Паризиев. В «Житии» св. Дионисий не назван епископом Паризиев; священнический сан его спутников не уточнён. В Галльской редакции «Мартиролога» Иеронима Стридонского (около 595 г.) Елевферий назван пресвитером, а Рустик – диаконом. Епископом Паризиев св. Дионисия называет только Григорий Турский в «Истории франков» (конец VI в.). Он сообщает о прибытии из Рима в Галлию при императоре Деции (середина III в.) семи епископов-миссионеров: св. Дионисия, епископа Паризиев, Гатиана Туронского, Австремония Арвернского, Трофима Арелатского, Сатурнина Толозского, Павла Нарбоннского, Марцилла Лемовикского. Имена епископов были взяты Григорием из диптихов церковных общин Галлии. Выбор кафедр, с которыми он связывает деятельность семи епископов, в значительной мере определяется его личными симпатиями и политическим значением городов в VI в. Так, Паризии стали резиденцией франкского короля Хлодвига после признания его легитимности византийским императором Анастасием I (491–518 гг.). Датировка этих событий у Григория, основанная на «Мученичестве св. Сатурнина Толозского», пострадавшего при императоре Деции, вызвала хронологические неувязки и не соответствовала сообщениям других источников. Гилдуин отвергал сведения Григория, указывая, что соглашаться с ними могут лишь люди, не знакомые с сочинениями древних историков (рассказ Григория противоречит также сведениям из «Мученичества Дионисия»). В сочинении «О славе мучеников» Григорий Турский называл Дионисия мучеником, дарованным г. Паризии, и сообщал о чуде наказания святым одного из приближённых франкского короля Сигиберта I, похитившего покров с гробницы святого. «Мученичество святых Дионисия, Рустика и Елевферия» (так называемое Первое Житие; начало VII в.) приписывается Венанцию Фортунату, епископу Пиктавия (современный. Пуатье; конец VI в.). Венанцию принадлежит также гимн в честь Дионисия, в котором кратко сообщается о подвигах и мученической кончине святого. В «Мученичестве...» говорится, что Дионисий был миссионером, отправленным в Галлию Римским епископом священномучеником Климентом. Святому удалось обратить ко Христу некоторых местных жителей. Во время гонения при императоре Домициане (81–96 гг.) Дионисий вместе со святыми Рустиком и Елевферием был схвачен, исповедал себя христианином и был обезглавлен. Чтобы христиане не взяли тайно тела казнённых, гонители решили утопить их в реке Секвана (современная Сена), подальше от города. Однако женщина по имени Катула, язычница, склонявшаяся к принятию веры Христовой, заманила палачей, перевозивших тела мучеников, к себе на пир.

 



 
PR-CY.ru