ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 5

Через это посредство в сочинения Дионисия Ареопагита проникла терминология, символики и некоторые понятия, свойственные древним мистериям. Некоторое влияние неоплатонизма замечается уже в трудах писателей IV в. (Григория Богослова и особенно Григория Нисского). Полным завершением этого зарождающегося течения служат сочинения Дионисия Ареопагита, оказавшие большое влияние на последующую византийскую литературу своим мистицизмом и символизмом в истолковании богослужения. Дионисий Ареопагит первый привёл в законченный вид воззрения на христианское богослужение как на обширную систему символов и священнодействий, служащих таинственным выражением скрытых и возвышенных идей. Его учение стало необычайно популярным и в Восточной, и в Западной церквах. В Западной Европе «Ареопагитики» стали широко известны в IX в., когда были переведены на латынь, потому что большинство католических теологов не знали греческого языка. Западную (а позднее Римско-католическую церковь) «Ареопагитики» привлекали своим учением о главенствующей роли церкви в человеческой жизни. На Востоке сочинения Дионисия Ареопагита стали известны раньше. Православные мыслители большее внимание обращали на обоснование им возможности мистического познания Бога, поскольку именно в мистике многие из них видели путь к постижению Божественной истины. На протяжении веков традиция почитания Дионисия Ареопагита, современника апостолов, осуществлявшего служение в Афинах, Паризиях, Риме, не была единой: считалось, что это одно лицо или несколько. Основными источниками сведений о жизни и почитании Дионисия Ареопагита, а также о тождестве или различии Дионисия Ареопагита и Дионисия Парижского являются три Жития. В сочинении «Мученичество святых Дионисия, Рустика и Елевферия» (так называемое Первое Житие; начало VII в.), приписываемом Венанцию Фортунату (около 535 – около 600 гг.), Дионисий представлен как современник апостолов, однако он не отождествляется с Дионисием Ареопагитом. Во второй половине VIII в. в Риме (возможно, в монастыре свв. Стефана, Сильвестра и Дионисия) были созданы агиографические памятники, посвящённые Дионисию Ареопагиту. Среди них – так называемое Третье Житие, в котором история Дионисия Ареопагита сливается с историей мученичества св. Дионисия в Паризиях. Житие вскоре было переведено на греческий язык и распространилось в Византии раньше, чем на Западе. Составитель «Третьего Жития» использовал «Мученичество...», приписываемое Венанцию Фортунату. В 830 гг. аббат монастыря Сен-Дени Гилдуин составил «Пространное Житие» Дионисия Ареопагита, в котором объединил все известные ему легенды о святом (так называемое Второе Житие). Гилдуин попытался свести в единое целое разбросанные по различным источникам данные, включил в «Житие» и сведения об авторе корпуса «Ареопагитик». В «Житие», составленное Гилдуином, вошли как сведения древних авторов (Евсевий Кесарийский, Руфин Аквилейский, святители Амвросий Медиоланский, Венанций Фортунат), так и заимствования из позднейших источников (Евгений Толедский, литургические чтения из миссалов, послание Аристарха). Основным источником для Гилдуина послужило «Третье Житие» Дионисия Ареопагита, в котором святой был отождествлён с первым епископом Паризиев.

 



 
PR-CY.ru