ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 3

На Западе их впервые цитирует папа Григорий I Великий (590–604 гг.). В 827 г. византийский император Михаил II Бальба (820–829 гг.) прислал в подарок Людовику Благочестивому (778–840 гг.) один экземпляр сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита. По приказанию Карла II Лысого (823–877 гг.) они были переведены на латинский язык Иоанном Скоттом Эриугеной (около 810 – 877 гг.). Переводчик настолько проникся ими, что они во многом определили его собственное учение, а через него оказали могучее влияние на всю средневековую мистику и схоластику. Точное имя их автора «Ареопагитик» до сих пор точно неизвестно, хотя на этот счёт в современной науке существует несколько различных мнений. Достоверных известий о личности Дионисия Ареопагита очень мало, поэтому нередко автора этих сочинений называют «Псевдо-Дионисием Ареопагитом», а сами сочинения – «Ареопагитиками». Уже в Эпоху Возрождения было выявлено, что на автора «Ареопагитик» огромное влияние оказало учение неоплатонизма, который, в свою очередь, представлял из себя реакцию на языческий политеизм и грубый антропоморфизм. Причём, если большинство христианских философов IV–V вв. опирались на рациональные элементы неоплатонизма, то в «Ареопагитиках» в большей степени использованы его мистические черты. В противоположность антропоморфизму, допускавшему возможность адекватного познания божества, неоплатонизм провозгласил его полную непостижимость для разума. Ограниченный разум человека не может вместить абсолютного бытия. Следовательно, чем меньше он будет претендовать на это, тем ближе станет к истине; и тот, кто возвысится до полного отказа от своего разума, так что достигнет состояния «упрощённости», только тот способен действительно познать Бога путём особенного таинственного единения с Ним. Такие посылки неоплатонической философии были всецело усвоены мистическим богословием Дионисия Ареопагита. В его сочинениях проповедуется возможность мистического познания Бога. Духовный процесс познания божества, по его взгляду, проходит два пути. Первый – путь положительный (по-гречески – «катафатическая» теология), когда от самых первых, низших понятий (камень, воздух и т.д.) человек в своём стремлении понять сущность Бога приходит к высшим понятиям – Свет, Благо, Мудрость, Любовь, Всемогущество и др. В силу абсолютности Бога к Нему приложимы все Его имена, упоминаемые в Священном Писании. По требованию этого пути, человек должен отрешиться от всех своих предвзятых понятий о Божестве, от всяких определённых мыслей о Нём, иначе говоря, сделаться совершенно безмолвным и немым в это отношении. Когда человек достигнет такого состояния мистического безмолвия, когда он погрузится в полную тьму личного неведения, тогда наступит момент его высшего озарения или просветления, когда Сам Бог таинственно низойдёт в его душу и тем самым даст блаженство полного, личного и интимного единения с Ним. Так сам по себе непознаваемый Бог постигается через устранение всякого знания, причём человек соединяется с Ним лучшей своей частью. Однако этот путь не ведёт к открытию Божественной истины, поскольку человеческими понятиями невозможно выразить сущность Бога. Поэтому сам Дионисий Ареопагит формулирует так называемый отрицательный путь познания, или отрицательную (по-гречески – «апофатическую») теологию.

 



 
PR-CY.ru