ДИОНИСИЙ МАЛЫЙ - Страница 7

Один из первых примеров её практического употребления – датировка кончины франкского короля Теодориха IV (737 г.). В конце VIII в. эра Дионисия Малого утвердилась во Франкском королевстве, со второй половины X в. была официально принята в Риме и к середине XV в. распространилась по всей католической Европе. В Новое время эта эра легла в основу научной хронологии. Несмотря на популярность, эра Дионисия Малого имеет серьёзный исторический недостаток: её начало, принятое за год Воплощения, не имеет надёжных оснований. Обозначив начало своей таблицы как 532 г. «от воплощения Господа нашего Иисуса Христа», Дионисий Малый принял предыдущий год за окончание 532-летнего цикла. Начало же этого цикла он принял за год Воплощения, которое, таким образом, датируется «нулевым» годом (1 г. до н.э.). Нередко встречается утверждение, что Дионисий Малый считал годом Рождества 1 г. н.э. Однако его система представляет собой счёт Пасх, соответствующих возрасту Иисуса Христа; 1 годом обозначена Пасха, во время которой прошёл 1 год от Воплощения, а Рождество Христово относится к 25 декабря предыдущего январского года. Парадокс заключается в том, что 1 г. эры Дионисия Малого не отвечает исторической хронологии жизни Спасителя, не согласуется с церковным Преданием и противоречит его пасхалии. В качестве даты воскресения Христова он мог принять только 25 марта 31 г., поскольку все прочие годы, в которые пасхальное полнолуние по александрийской пасхалии приходится на четверг или пятницу (Мф. 27:62; Мк. 15:42; Лк. 23:54; Ин. 19:14, 31), слишком далеко отстоят от 15-го года правления императора Тиберия (Лк. 3:1). Если Христос родился в год начала эры Дионисия Малого, то получится, что Он был распят в возрасте 30 лет, однако подобный вывод противоречил бы восточной церковной традиции. Более того, Дионисий Малый указывает: «Зачат был Господь наш Христос в воскресенье, в 8-й день до апрельских календ (25 марта)». Это – традиционная александрийская дата Благовещения. Но 25 марта попадает на воскресенье только в 3 и 8 гг. н.э., а также в 4 г. до н.э. Даже у такого почитателя пасхалии и эры Дионисия Малого, как Беда Достопочтенный, подобная несообразность вызывала некоторое недоумение. С исторической точки зрения принятая у Дионисия Малого хронология некорректна уже потому, что Иисус Христос по ней родился через несколько лет после смерти Ирода Великого (4 г. до н.э.). Как в предшествующей Дионисию Малому раннехристианской, так и в более поздней византийской исторической традиции Рождество Христа датируется 5, 4, 3 или 2 г. до н.э.; на основании Мф. 2:16 большинство современных историков датируют Рождество Христа 5 г. до н.э. Прочие проблемы исторической хронологии и протекавшая в то время дискуссия по поводу возраста мира Дионисия Малого, по-видимому, не интересовали – в его сочинениях на этот счёт нет никаких высказываний. Такая позиция является характерной для западного богословия, в котором со времён Августина Блаженного подвергались неизменному осуждению любые спекуляции по поводу «датировки» близящегося конца света.



 
PR-CY.ru