ДИОНИСИЙ МАЛЫЙ

ДИОНИСИЙ МАЛЫЙ (около 470 – между 537 и 556 гг.) – переводчик, богослов, пасхалист и канонист. Единственным авторитетным источником сведений о жизни Дионисия Малого помимо его сочинений является краткое сообщение римского историка и экзегета Флавия Магна Аврелия Кассиодора (около 490 – 583 гг.), согласно которому Дионисий Малый был монахом, происходил из Скифии, однако по нраву был совершенный римлянин, прекрасно владел греческим и латынью, был весьма начитан в Священном Писании. Время переселения Дионисия Малого в Рим точно неизвестно; предположительно это произошло при папе Анастасии II, т.е. около 496–498 гг., но не ранее кончины папы Геласия I (ум. в 496 г.), т.к. сам Дионисий Малый сообщает, что он не застал этого папу в живых. Вместе с Кассиодором Дионисий Малый долгое время изучал диалектику, но затем употребил свои способности в церковной науке: перевёл с греческого языка на латынь церковно-канонические сборники, которые впоследствии получили широкое распространение в Римской церкви, а также догматические послания против несторианства, Жития некоторых святых и документы, связанные с вычислением времени празднования Пасхи. По словам Кассиодора, Дионисий Малый мог сохранять подлинное христианское благочестие, не устраняясь от светской жизни и частого общения с разного рода людьми: «Он совмещал в себе простоту с великой мудростью, смирение с учёностью, соблюдение меры с даром красноречия, ни перед кем не превозносился, даже перед самыми последними рабами, хотя был удостоен чести беседовать с царями». Вероятно, за эти качества Дионисий Малый и получил прозвание Exiguus (букв. – малый, ничтожный, смиренный). Согласно другой версии, он получил прозвище «Малый», чтобы не путать его с другим Дионисием – Ареопагитом. Дионисий Малый был близко знаком с папой Гормиздом (ум. в 523 г.) и многими известными римскими церковными деятелями того времени, также поддерживал связь с так называемыми скифскими монахами, своими соотечественниками, когда они прибыли в Рим (519 г.). В частности, он сообщает о знакомстве с монахами Иоанном Максенцием и Леонтием, которые упоминаются в связи с теопасхитскими спорами между 518 и 523 гг., богословскими познаниями и религиозным рвением которых искренне восхищался. По сообщению аббата Феликса Гиллитанского, составившего в 616 г. продолжение пасхалии Дионисия Малого, и Беды Достопочтенного (672/673 – 735 гг.), Дионисий Малый был не простым монахом, но настоятелем монастыря в Риме. Это сообщение подтверждается и позднейшими авторами, в частности, Иоганном Тритемием (1462–1516 гг.), но не согласуется с данными Кассиодора. Кассиодор также сообщает, что, хотя некоторые пытались приписать славному имени Дионисия Малого какие-то свои заблуждения, он был «всецело кафоликом, всецело и постоянно верен отеческим правилам» и, «оставив лукавство века сего, почил в церковном мире и должен считаться общником святых угодников Божиих».

 



 
PR-CY.ru