ДИОДОР ТАРССКИЙ, Тарсийский - Страница 8

Для Диодора было невозможно допустить, что «зачатый в Деве Марии и рождённый от Неё есть также и Творец вселенной». «Божественное Писание… Творцом вселенной исповедует Бога Слова», Который «родился прежде веков от Отца, не претерпел ни одного изменения, или страдания, и не превратился в тело, и не был распят, и не умер, и не ел, и не пил, и не утомлялся, но пребыл бестелесным и неограниченным, не пременившись от образа Отца». Бог Слово, согласно Диодору, не мог родиться дважды: «Бог не послал Сына Своего, чтобы Он был рождён, но рождённого послал, чтобы спасти мир». Предвечно рождённый Сын Божий принял не плоть человека, но полную человеческую природу, вселился в неё как в храм, неизреченно уготованный Богом в утробе Девы. «От Отца Он родился по естеству. Того же, Который был рождён от Марии, Он уготовил Себе храмом». Сын Божий является Сыном Девы не по природе, а по благодати, Её осенившей (ср.: Лк. 1:35). По домостроительству Бог может называться человеком – не потому, что Он стал им, а потому, что воспринял его, и человек – Богом, поэтому во плоти Христос есть Господь для Давида. Итальянский востоковед ливанского происхождения Иосиф Симон Ассемани (1686–1768 гг.) приписывает Диодору сочинение «О воплощении Слова», с которым были знакомы Иоанн, епископ Дарский, и Нисибинский митрополит Авидишо бар Бриха (Эбед Иешу). По свидетельству историка Бар-Хадбшаббы Арбайя и анонимного автора «Несторианской истории», Диодор написал три книги против разных приверженцев Ария. Митрополит Авдишо бар Бриха упоминает четыре книги против Евномия, а также сообщает, что 60 книг Диодора было сожжено арианами. Согласно Гераклиану, епископу Халкидонскому, которого цитирует святитель Фотий, Диодор написал 25 книг «Против манихеев»: в первых семи книгах он пытается опровергнуть учение манихеев о «живом евангелии», поскольку опровергает евангелие, написанное Аддой, а в последних разбирает аскетическое учение манихеев на основании Священного Писания. По свидетельству Бар-Хадбшаббы Арбайя, против манихеев Диодор написал только три книги, а кроме них ещё несколько книг против халдеев и самого Манеса, впрочем, как указывает священник Николай Фетисов, здесь возможно смешение имён: в III в. против халдеев и Манеса боролся другой Диодор – пресвитер, живший в Персии. Феодорит Кирский упоминает трактаты Диодора «против Фотина, Малхиона, Савеллия и Маркелла Анкирского». В «Лексиконе Суды» перечисляются следующие названия сочинений Диодора: «О том, что один Бог в Троице»; «Против мелхиседекиан»; «Против иудеев» (Авдишо бар Бриха указывает, что Диодор составил против иудеев две книги); «О воскресении мёртвых»; «О душе, против различных еретических мнений о ней»; «К Грациану»; «О промысле»; «Против Платона, о Боге и богах»; «О природе и материи, в каковом сочинении трактуется о том, что справедливо»; «О Боге и выдуманной материи греков»; «О том, что невидимые природы созданы не из элементов, но из ничего вместе с элементами»; «К Евфронию философу, в вопросах и ответах»; «О том, каким образом Создатель пребывает всегда, но созданное не всегда»; «Каким образом в вечном Боге существуют желание и нежелание»; «Против Порфирия, о животных и жертвах». Наконец, святитель Фотий на основании рецензии Геласия Кесарийского обращает внимание на работу Диодора «О Святом Духе», «в которой он показывает, что уже заражён болезнью несторианской ереси».

 



 
PR-CY.ru