ДУБЯНСКИЕ - Страница 3

Дубянский Яков Фёдорович (1745–1807 гг.) – младший сын протопресвитера Феодора Яковлевича Дубянского, член Санкт-Петербургского Английского собрания (1774–1780 гг.). Был ревностным масоном и великим мастером ложи «Астрея», основателем ложи «Немезида». После смерти отца стал владельцем имения Шапки, построил каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1786 г., разрушена в 1944 г.), впоследствии село стало называться Покровское. Сохранились лишь чертежи храма, аналогом которого считают Екатерининский собор в Ямбурге (ныне Кингисепп) по проекту архитектора Антонио Ринальди. Сын Якова Фёдоровича Александр Яковлевич (1771–1851 гг.), продав в 1817 г. часть земель имения Шапки, основал новую усадьбу Александровскую, в которой в 1851 г. гостил 11-летний Пётр Ильич Чайковский (в память об этом установлена мемориальная доска). Дубянский Фёдор Михайлович (1760–1796) – сын Михаила Фёдоровича Дубянского, композитор-любитель, кавалер ордена св. Владимира третьей степени; состоял на военной службе в чине бригадира, затем служил советником и членом правления Государственного заёмного банка. Одарённый музыкант-любитель, композитор и скрипач, он был одним из создателей раннего русского романса. Утонул в Неве, переезжая с друзьями на лодке с дачи Богословка в город во время бури (трагическая гибель Фёдора Михайловича произвела глубокое впечатление на современников). Скорбные эпитафии на его кончину были написаны Гавриилом Романовичем Державиным (1743–1816 гг.) и Иваном Ивановичем Дмитриевым (1760–1837 гг.). Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, на памятнике высечена стихотворная эпитафия, составленная его младшим братом Александром. Музыкальное наследие Фёдора Михайловича невелико: в 1795 г. в «Карманной книге для любителей музыки» было опубликовано его шесть русских песен, среди которых – знаменитая «Стонет сизый голубочек» (слова И.И. Дмитриева) и одна из лучших песен доглинкинской эпохи – «Уже со тьмою нощи» (слова Василия Васильевича Капниста). Песня «Стонет сизый голубочек» Дмитриева-Дубянского приобрела такую популярность, что может быть песенным символом эпохи русского сентиментализма (вскоре она стала считаться народной). Её напев лёг в основу многих «русских песен» разных поэтов: «Здесь под сенью древ ветвистых» Дмитрия Ивановича Вельяшева-Волынцова, «Вянут, вянут стебелёчки» Г. Высоцкого, «Грустно жить в тоске и скуке» К.Ф.С. и др. Именно эту песню Александр Сергеевич Пушкин использовал для характеристики сентиментальной Параши в поэме «Домик в Коломне». В ряде источников ошибочно говорится, что род Дубянских пресёкся после смерти внука протопресвитера – Петра Яковлевича (1774–1822 гг.). Два младших брата Фёдора Михайловича – Дмитрий Михайлович и Александр Михайлович – были известны в первой половине XIX в. как любители церковного пения; кроме того, в разных источниках правнуки и праправнуки протопресвитера Феодора упоминаются на рубеже XIX и ХХ вв.

 



 
PR-CY.ru