ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ - Страница 10

Известен ряд списков отдельных томов, например, по каталогу Владислава Валентиновича Лукьянова (сентябрь-ноябрь, первая половина XVIII в.), Российская государственная библиотека (март–май, 1775 г.), не говоря об отдельных Житиях в составе сборников. На русский язык труд Димитрия не был переведён, существует переработка, выполненная под редакцией историка Василия Осиповича Ключевского (1841–1911 гг.): «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых». Перу Димитрия принадлежат несколько служб святым. В 1694 г. по просьбе патриарха Адриана святитель написал службу девяти Кизическим мученикам для построенного в их честь в Казани в июле 1688 г. храма и при нём монастыря («Врачевство безмездное святых девяточисленных иже в Кизику мученик»), святитель также составил «Слово» в день памяти Кизических мучеников (29 апреля). По просьбе жителя Великого Устюга И.Ф. Протодиаконова, окончившего в 1703 г. строительство в Великом Устюге Георгиевского храма с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, Димитрий написал канон преподобным Антонию и Феодосию. Уже на Украине он прославился как проповедник (Варлаам (Ясинский) в 1693 г. назвал его «искусным и благоразумным проповедником Слова Божия»). Наиболее ранней проповедью считается «Казание на Страсти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (произнесена в Чернигове в 1677 г.). К украинскому периоду также относятся «Пирамис, албо Столп во блаженной памяти отца нашего Иннокентия (Гизеля), архимандрита Киево-Печерской лавры» (Киево-Печерский монастырь, 24 февраля 1685 г.), «Слово на Святую Троицу» (батуринский Николо-Крупицкий монастырь, 1689 г.), «Слово на сошествие Святого Духа, или Слово второе на Святую Троицу» (киевский Кирилловский монастырь, 1693 г.), «Слово на Успение Пресвятой Богородицы» (Киево-Печерский монастырь, 1693 г.), «Брань архистратига Михаила, воеводы сил небесных, и аггелов его с седмоглавым змием» (киевский Михайловский Златоверхий храм, 1698 г.), «Слово на Рождество Христово» (Чернигов, 1698 г.), «Слово в неделю седьмую по Пасце» (место произнесения неизвестно, создано, вероятно, до 1698 г.). С большой степенью уверенности к ранним проповедям Димитрия исследователи относят четыре «Слова» из гомилетического сборника Российской национальной библиотеки: «Слово на Рождество Христово», «Слово второе на Благовещение блаженной Девы» и две проповеди на день памяти великомученицы Варвары, произнесённые в Батурине в 1691 и 1692 гг. «Слова» Димитрия украинского периода, написанные преимущественно на «простой мове», стоят в одном ряду с произведениями известнейших проповедников XVII в.: Иоанникия (Галятовского), Антония (Радивиловского), Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) и др. Для поучений Димитрия характерно обилие риторических вопросов и восклицаний, аллегоричность, «живописность», полисемантизм, нагромождение тропов, эмблематичность и другие приёмы, свойственные поэтике барокко.

 



 
PR-CY.ru