ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ - Страница 9

Подавляющее большинство статей – Жития, свод содержит также 22 «Слова» на большие праздники (шесть «Слов» принадлежат Иоанну Златоусту, по одному – Василию Великому и Иоанну Дамаскину). Две статьи (обе в третьей книге) посвящены вопросам календаря. При работе над каждой статьёй Димитрий использовал несколько источников, стараясь (особенно в отношении Житий святых) собрать как можно больше сведений, которые он соединял в одно целое, давая свои переложения. Агиограф вносил в текст (в том числе) противоречивые известия, не отдавая предпочтения какой-либо информации без достаточных оснований. Исследователи отмечают наличие в «Книге житий...» такого принципиально нового момента, как элементы научно-справочного аппарата (даваемые петитом, частично в маргиналиях): ссылки на источники, указание сходных сюжетов в Житиях и чудесах разных святых (например, в Житиях великомученика Георгия и святителя Николая), справки, превращающиеся порой (как, например, статья «О хазарах» при Житии равноапостольных Константина (Кирилла) и Мефодия в третьем томе) в исследования. После переезда сначала в Москву, затем в Ростов Димитрий начал уделять больше внимания памятникам русской агиографии. Помимо великорусских Житий он включает в свои Четьи-Минеи повести, некоторые – ростовского происхождения. Работу над «Книгой житий...» он вёл до конца жизни, о чём свидетельствуют два сборника с черновыми записями («Неисправленные вещи различные, собранные в лето 1704-е в Ростове») и в Российском государственном архиве древних актов (не весь материал из этих сборников вошёл в печатный текст). От времени его работы над первым и вторым томами «Книги житий...» сохранились две рукописи (Жития за сентябрь и октябрь) в составе конволюта из библиотеки Петра I и рукопись Житий за декабрь. В 1702 г. в типографии могилёвского братства Богоявления «старанием и коштом» гравёра и издателя Максима Ярмолинича Вощанки вышло переиздание первого тома «Книги житий...» без участия Димитрия и, вероятно, без его ведома. Второе издание всего свода было выпущено в Киеве в 1711–1716 гг. (напечатаны три части, тираж четвёртой части, изданной в 1718 г., сгорел). Исправления и дополнения в первый том данной публикации были сделаны самим Димитрием (о них святитель писал, в частности, чудовскому монаху Феологу); вторая и третья книги никаких существенных изменений не имели. Синод не был удовлетворён этой публикацией и поручил Иоасафу (Миткевичу), ректору Новгородской семинарии и архимандриту новгородского Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря, и иеродиакону Никодиму (Пученкову), ректору Санкт-Петербургской семинарии, подготовить новое издание Четьих-Миней Димитрия. Редакторы славянизировали язык «Книги житий...», сделали ряд цензурных исправлений, купюр и вставок; издание вышло в сентябре 1759 г. в Киеве. Позднее Четьи-Минеи Димитрия печатались в Московской Синодальной типографии, реже в Киево-Печерской лавре. Несмотря на довольно регулярное переиздание, спрос на «Книгу житий...» в XVIII в. превышал предложение.

 



 
PR-CY.ru