ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ - Страница 7

Известен архиерейский герб Димитрия – «огненное сердце» в барочном картуше, с архиерейскими атрибутами (святитель использовал его наряду с семейным гербом Савичей). Мощи Димитрия почивали открыто в юго-западном углу Зачатьевского храма в серебряной раке, устроенной по повелению императрицы Елизаветы Петровны, государыня также пожаловала ризы из золотой парчи для облачения мощей святителя. Переложение его останков в эту новую раку последовало 25 мая 1763 г. в присутствии императрицы Екатерины II Алексеевны, прибывшей из Москвы в Ростов пешком. В церемонии также участвовали Новгородский митрополит Димитрий (Сеченов), Санкт-Петербургский митрополит Гавриил (Петров), Сарский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский), настоятель Троице-Сергиевой лавры архимандрит Арсений и др. Императрица Екатерина II пожертвовала в Яковлевский монастырь покровы на гробницы святителей Иакова и Димитрия, дорогие одежды на престолы в соборе, священнические облачения из золотой и серебряной парчи, 1 тыс. руб. настоятелю и братии и 2 тыс. руб. на благоукрашение обители. Вместе с останками других Ростовских святых мощи Димитрия были подвергнуты экспертизе в ходе вскрытия мощей, в 1930 г. были выставлены в экспозиции музея Ростовского кремля, затем поступили в запасники музея. 4 июня 1991 г., после возобновления иноческой жизни в Спасо-Иаковлевском монастыре, его мощи были возвращены в обитель и установлены в церкви во имя Иакова Ростовского. По повелению архиепископа Лазаря (Барановича) Димитрий в 1677 г. написал книгу «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677 г.) – первое из дошедших до нас его сочинений, которое представляет собрание сказаний о 22 чудесах от иконы Богоматери в черниговском Троицко-Ильинском монастыре. Книга была напечатана в типографии Черниговского архиепископа. Её переработкой стало другое сочинение Димитрия – «Руно орошенное» (Чернигов, 1683 г.). В отличие от книги «Чуда...», написанной на юго-западнорусском литературном языке XVII в. («простой мове», язык «Руна...»), церковнославянский. «Руно...» содержит описание 24 чудес, а также «Беседы» и «Прилоги», отсутствующие в книге «Чуда...» «Руно...» начинается посвящением архиепископу Лазарю и двумя предисловиями. В первом предисловии сказано, что «книжка» вышла с исправлением нравоучений и приложением «кратких бесед духовных»; беседы и нравоучения составлены автором, примеры собраны из разных источников. Имя автора читается в акростихе, помещённом после предисловий. «Руно...» издавалось семь раз, в том числе несколько раз в типографии черниговского Троице-Ильинского монастыря. Издания отличаются предисловиями и приложениями, основной текст не менялся. Главным агиографическим сочинением, работе над которым Димитрий посвятил более 20 лет (1684–1705 гг.), стала «Книга житий святых». Необходимость составления православных Четьих-Миней на украинско-белорусских землях была вызвана во многом задачами полемики с католиками, которые писали о неисторичности православных святых, и тем фактом, что большинство православных житийных сборников на Украине и в Белоруссии в первой половине XVII в. вместе с храмами и монастырями было захвачено униатами (например, в первой трети XVI в. при Западнорусской митрополичьей кафедре или непосредственно в Супральском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре был составлен фундаментальный 3-томный минейный Торжественник, охватывающий большую часть года, однако после перехода обители в унию он стал недоступен для православных).

 



 
PR-CY.ru