ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ - Страница 6

«Житие Димитрия» и местное предание сохранили сведения об аскетических подвигах и духовных дарованиях святителя. Димитрий был строгим постником, на первой и последней неделях Великого поста вкушал пищу один раз, значению поста посвящены многие его проповеди. Он часто подолгу молился, лёжа крестообразно; в загородной резиденции в Демьянах изнурял себя, подставляя тело мошкаре. Святитель устраивал трапезы в крестовой палате архиерейского дома для нуждающихся и увечных, поучаясь у них терпению. «Житие Димитрия» содержит подробный, со ссылкой на свидетелей рассказ об исцелении им бесноватой Татьяны Романовны – жены священника церкви во имя Григория Богослова в архиерейском доме Максима Парфёнова. 23 декабря 1707 г. по молитве Димитрия в ростовском в честь Рождества Пресвятой Богородицы женском монастыре исцелилась девица Евфросиния из деревни Поречье, которая пять лет была «мучима от духов нечистых». Духовная грамота Димитрия датируется 4 апреля 1707 г. (сохранился автограф). Святитель просит не искать оставшегося имения, поскольку «не стяжах имения... кроме книг святых» (после его смерти в казне было найдено 39 руб. 20 алтын), завещает похоронить себя в Троицком соборе Яковлевского монастыря (по указу Петра I завещание Димитрия было опубликовано отдельной брошюрой в Москве в 1717 г.). Митрополит Стефан и Ростовский святитель дали друг другу обещание, что первый, кто из них умрёт, будет похоронен другом. Ожиданием приезда митрополита Стефана объясняется задержка с похоронами Димитрия, который был погребён спустя почти месяц после кончины, 25 ноября, при большом стечении народа. Ростовцы хотели, чтобы могила святителя по традиции находилась в Успенском соборе Ростовского кремля, но митрополит Стефан настоял на исполнении последней воли друга. Рязанский митрополит написал надгробные «Стихи памяти смертной, всякому потребной», в которых часто повторяется строка: «Свят Димитрий, свят». По завещанию Димитрия оставшиеся черновики его сочинений были положены в его гроб. При вскрытии гробницы в 1752 г. они оказались истлевшими, поэтому автографов святителя до нашего времени дошло немного – это, в основном, личные письма, подписи на документах, черновые материалы, правка в рукописях, пометы на печатных изданиях из его библиотеки. Рукописи и книги Димитрия по распоряжению митрополита Стефана были переданы в Патриаршую библиотеку, их перечень составил казначей Ростовского архиерейского дома иеромонах Филарет. Библиотека Димитрия насчитывала 528 рукописей и изданий (в настоящее время книги из неё находятся в основном в Российском государственном архиве древних актов, несколько книг есть в Музее книги Российской государственной библиотеке, одна – в библиотеке Академии наук). Большинство сохранившихся прижизненных рукописей Димитрия сосредоточено в Историческом музее и в Российском государственном архиве древних актов, они есть также в Российском государственном историческом архиве, Российской национальной библиотеке, библиотеке Академии наук, Национальной библиотеке Украины им. Вернадского, в библиотеке Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника, в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике, в библиотеках Углича, Владимира, Нижнего Новгорода, Иркутска.

 



 
PR-CY.ru