ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ - Страница 2

О первоначальном виде чина поставления Димитрия Иоанновича наиболее правильное представление даёт пространная редакция памятника. При подготовке коронации Димитрия Иоанновича был использован чин поставления на царство византийского императора. Тем самым был сделан важный шаг на пути утверждения представлений о том, что после падения Константинополя Москва стала центром христианского мира, а великий князь Московский занял в этом мире то место, которое ранее принадлежало византийскому императору. Чин поставления был использован в том виде, как он сложился в Византии в IX–XII вв., без изменений и дополнений, внесённых в него в последующее время (именно этот чин был известен древнерусским книжникам в славянском переводе). При коронации Димитрия Иоанновича был использован вариант этого чина, где шла речь о коронации соправителя. В этом случае на соправителя знаки власти возлагал не глава церкви, а глава государства; глава церкви лишь вручал их правителю. В византийском обряде такими знаками власти были царские одеяния и корона – стемма, в чине поставления Димитрия Иоанновича их заменили бармы и шапка – предметы, находившиеся в московской великокняжеской казне с середины XIV в. Особенностью русского чина поставления было то, что он начинался обращённой к митрополиту речью Иоанна III. Сообщая о своём решении «благословить» внука великим княжением, правитель просил митрополита благословить Димитрия Иоанновича. В речи Иоанна III великое княжение было названо «Владимерским, и Московским, и Ноугородским, и Тверским», но в завершавшем обряд многолетии и Иоанн III, и Димитрий Иоаннович были названы правителями «всея Руси». Другой важной особенностью русского чина поставления было то, что если по византийскому чину патриарх лишь вручал после прочтения молитвы императору венец, чтобы тот возложил его на соправителя, то в русском варианте увенчанного шапкой соправителя благословляли митрополит и поднявшиеся на амвон епископы. Русский чин венчания включал также краткие поучения великого князя и митрополита, обращённые к Димитрию Иоанновичу, с призывом «иметь страх Божий в сердце» и вершить справедливый суд. Митрополит, кроме того, наставлял Димитрия Иоанновича «иметь послушание во всём к своему государю деду». Византийский обряд завершался причащением правителя во время литургии, следовавшей за коронацией, в алтаре Преждеосвящёнными Дарами (такое указание в чине поставления Димитрия Иоанновича отсутствует). Заключительная часть русского обряда не имеет аналогий в византийском чине венчания. Димитрий Иоаннович в шапке и бармах шёл из Успенского собора в Архангельский, где священники читали ектению, и Димитрий Иоаннович «знаменался у гробов родительских». При выходе из Успенского, а затем из Архангельского собора его дядя Юрий (Георгий) Иоаннович, выполнявший роль находившегося в опале старшего сына Василия, каждый раз трижды осыпал Димитрия Иоанновича золотыми и серебряными монетами.

 



 
PR-CY.ru