ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ - Страница 9

Время, когда совершались другие чудеса, не указано. Сохранился рассказ о том, как по молитве к Димитрию Иоанновичу была прекращена в 1654 г. «моровая язва». К числу древнейших памятников, связанных с церковным прославлением Димитрия Иоанновича, относится «Слово похвальное» Димитрию Иоанновичу (начало: «Благаго и человеколюбиваго Бога нашего, Иже нас ради устроение...»), которое вопреки мнению историка Янкеля Гутмановича Солодкина, считающего это произведение созданным значительно позднее «Повести об обретении и перенесении мощей», датируется 1606–1610 гг., т.к. содержится в дополнениях к минейному Торжественнику конца XV в., вложенному Н.Г. Строгановым в Крестовоздвиженскую церковь вотчинного Орла-городка на Каме не позднее 1610 г. Отсутствие в похвале исторических реалий объясняется не поздней датировкой памятника, а написанием его в комплексе с текстами, такие реалии содержавшими. Захария (Копыстенский) в «Палинодии» (1621 г.) упоминает Димитрия Иоанновича в перечне известных ему великороссийских святых под 19 октября. Согласно записи ключарей кремлёвского Успенского собора, составленной в 1622 г. по приказанию патриарха Филарета (и отражающей, возможно, более раннюю практику), в соборе ежегодно троекратно совершалась торжественная служба в честь Димитрия Иоанновича – на день памяти (19 октября), убиения (15 мая) и перенесения мощей (3 июня). Между 1639 и 1666 гг. первая из служб здесь была отменена, а другие перенесены в Архангельский собор. Эти же дни памяти Димитрия Иоанновича как «Московского чюдотворца» указаны в Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (около 1634 г.): 19 октября – «благовестие в ревут, а трезвон без болшаго, а бдения не бывает, а отпуст шанданы да ковёр»; 15 мая – «благовест в ревут, трезвон болшой»; 3 июня – то же. В Месяцеслове Симона (Азарьина; середина 1650 гг.) память Димитрия Иоанновича отмечена под 19 октября, 15 мая («убиен бысть повелением Бориса Годунова») и 3 июня. В XVII в. особым почитанием Димитрий Иоаннович пользовался в семействе «именитых людей» Строгановых, точнее, в его ветви, происходящей от Андрея Семёновича – внука родоначальника династии, к которой восходит и позднейшая титулованная (бароны, позже графы) фамилия (в Смутное время А.С. Строганов поддерживал деньгами правительственные войска, а также ополчения князей Дмитрия Тимофеевича Трубецкого и Дмитрия Михайловича Пожарского). В честь Димитрия Иоанновича был наречён Дмитрий Андреевич Строганов (род. около 1612 г.); это один из первых достоверно известных случаев наречения в честь нового святого. Посвящения храмов Димитрию Иоанновичу (в том числе придельных) достаточно редки (за исключением Углича) и начались, по-видимому, далеко не сразу после его канонизации и даже не сразу после Смутного времени (систематические сведения об этом отсутствуют). Одним из первых посвящённых ему храмов стал придел Воскресенского собора в Горицком в честь Воскресения Господня женском монастыре, построенный в 1611 г. на средства царицы-инокини Марфы (Нагой), некоторое время жившей в обители (упоминается в 1591 г.). По данным ладанных книг 1613–1620 гг., в Москве не значилось ещё ни одной посвящённой этому святому церкви.

 



 
PR-CY.ru