ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ - Страница 6

Представляется, что в таком официальном памятнике, как «Новый летописец», царица не могла выступать как организатор народных волнений, но сохранилась, очевидно, и другая, более отвечавшая действительности версия о роли царицы в событиях, связанных с гибелью Димитрия Иоанновича. В «Повести» указана и дата погребения царевича в Спасском соборе Углича – 2 мая. Наиболее подробный рассказ о смерти Димитрия Иоанновича содержится в «Сказании о царстве...», написанном, вероятно, в самом конце XVII в. Автор «Сказания о царстве...» очень свободно обращается с источниками, в том числе и в рассказе об убийстве Димитрия Иоанновича. Конкретные сведения заимствованы в «Сказании о царстве...» из «Жития Димитрия Иоанновича» в Четьих-Минеях И. Милютина, они дополнены многими пояснениями и вставками. Реальные факты автор «Сказания о царстве...» знает плохо. Так, кормилицу А. Тучкову он называет Дарьей Мотяковой и обвиняет её в сговоре с убийцами. Повествование источников автор «Сказания о царстве...» украшает обширными речами персонажей, другие его вставки дают ответы на вопросы, которые возникали у читателя: как узнали, что убийц подослал Борис Годунов, почему царь Феодор его не наказал и не поехал на похороны брата, почему жители Углича дали показания, что царевич сам убил себя? По сведениям источников 1606–1607 гг., уже в конце XVI – начале XVII в. имели место чудотворения от мощей Димитрия Иоанновича, но конкретные сведения об этом неизвестны. В «Житии Димитрия Иоанновича» в составе Четьих-Миней И. Милютина помещён датируемый 1601–1602 гг. рассказ о явлении царевича в Угличе старцу Тихону. Святой предсказал старцу появление в России многих самозванцев, которые будут называться именем царевича. В «Сказании о царстве...» говорится, что людям, исцелившимся у гробницы Димитрия Иоанновича, Годунов «повеле... языки резать» и ссылать в далёкие города, а старца Тихона «велел в струбе зжечь». Официальное сообщение о переносе останков Димитрия Иоанновича в Москву и его прославлении содержит грамота царя Василия Шуйского от 6 июня 1606 г. В этой и подобных грамотах населению страны сообщалось, что на созванном в Москве Соборе царю сообщили о многих исцелениях от мощей Димитрия Иоанновича, и было принято решение о переносе их в Москву. Для этого в Углич направилась делегация во главе с Ростовским митрополитом Филаретом (впоследствии патриарх), в её состав входили Астраханский епископ Феодосий, архимандрит Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря Сергий, архимандрит Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыря Авраамий, бояре князья Иван Михайлович Воротынский, Пётр Никитич Шереметев, родственники Димитрия Иоанновича – Григорий Фёдорович и Андрей Александрович Нагие. 28 мая в Москву пришло сообщение, что при открытии гробницы царевича в Угличе Спасский собор наполнился благоуханием, а останки оказались нетленными («власы целы черны, и на костех плоть цела»). Членам делегации вручили «писмо» с рассказом об исцелениях, имевших место и в прежние годы, и незадолго до приезда делегации.

 



 
PR-CY.ru