ДИМИТРИЙ Прилуцкий - Страница 13

В монументальном искусстве образ Димитрия Прилуцкого часто встречается в росписях храмов Вологды. В Софийском соборе (1686–1688 гг.) поясное изображение преподобного – на южной стене апсиды диаконника, где находился престол в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, и среди русских преподобных над чином святителей. В стенописи церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Рощенье 1718 г. Димитрий Прилуцкий представлен в рост, держащим в руке длинные чётки, вместе с преподобным Игнатием на западной стене алтаря. Изображение святого с молитвенно сложенными перед грудью руками помещено в алтаре церкви во имя Димитрия Прилуцкого на Наволоке (росписи второй половины XIX в.), где в стенопись 1721 г. в основном объёме церкви в нижний регистр западной стены введены шесть житийных композиций (рождение святого, крещение и др.), а на восточном откосе северного окна находится ростовой образ святого (под записью XIX в.). В Новое время изображения Димитрия Прилуцкого в живописном стиле воспроизводят сложившуюся иконографию единоличного образа. Согласно пособию для иконописцев 1910 г., Димитрий Прилуцкий – «глубокий старец русского типа, с высоким челом, сед, со средней величины широковатою бородой, волосы просты, одежду имел одну – овчинный закорузлый полушубок, в котором ходил летом и зимой. Следует его писать лучше в убогой короткой мантии, по подряснику, в епитрахили, и куколь на голове; можно писать куколь и на плечах». В росписи галереи, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере конца 1860–1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.), Димитрий Прилуцкий написан в куколе в группе подвижников XIV в. В стенописи московского храма Христа Спасителя Димитрий Прилуцкий был помещён среди других русских святых на западной арке придела князя Александра Невского (1870 гг., художник В.Д. Фартусов). Образ Димитрия Прилуцкого встречается на иконах-святцах, створках складней с праздниками и святыми северных, вологодских, палехских писем XIX – начала XX в. (Русский музей, Вологодский музей-заповедник), на невьянской иконе «Избранные святые, предстоящие Печерской иконе Божьей Матери» первой половины XIX в. (частный музей «Невьянская икона» в Екатеринбурге). Среди учеников Сергия Радонежского – на двух близких по составу и композиции иконах «Собор святых учеников преподобного Сергия» второй половины XIX в. из Успенского собора Троицко-Сергиевой лавры (на западной грани юго-западного столпа и на восточной грани северо-восточного столпа).

 



 
PR-CY.ru