ДИМИТРИЙ Прилуцкий - Страница 11

Святые, поддерживающие монастырь, представлены также в среднике иконы с 20 клеймами жития Димитрия Прилуцкого первой половины XVIII в. из церкви во имя Георгия Победоносца в Вологде (Вологодский музей-заповедник). В другом изводе Димитрий Прилуцкий и Игнатий показаны припадающими к стопам Спаса Вседержителя с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке, по сторонам – ангелы с орудиями Страстей. Такой тип изображения, восходящий к чтимому московскому образу «Спас Смоленский», часто воспроизводился монастырскими иконописцами. На формирование иконографии, по-видимому, оказал влияние житийный текст «Чуда о Вологде», повествующий о нападении на город в 1450 г. отрядов князя Дмитрия Шемяки и явлении иеромонаху Евфимию Димитрия Прилуцкого, обратившегося со словами: «Помолимся, брат, Спасу нашему Иисусу Христу за город и безвинных жителей его, да помилует их Господь и поможет им». Вместе с тем иконография Спаса Смоленского, очевидно, соотносилась с храмовым праздником Димитриева Прилуцкого монастыря. Наиболее раннее из известных произведений – шитая двухсторонняя хоругвь «Господь Вседержитель, с припадающими преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими» и «Поклонение Кресту Господню» (1640 гг., Вологодский музей-заповедник), имеющая монастырское происхождение, связанная с празднованием престольного праздника обители. Известны примеры выносных двухсторонних икон с таким изводом – образ XVII в. из церкви равноапостольных Константина и Елены (под записью, Вологодский музей-заповедник), на обороте – «Сретение иконы преподобного Димитрия Прилуцкого в Вологде». После 1655 г. такие иконы с вариантами в подборе святых были помещены в местном ряду иконостасов вологодских храмов. Припадающий Димитрий Прилуцкий, как правило, изображён справа (одесную) Спасителя, парным был образ другого Вологодского чудотворца, основателя монастыря или покровителя заказчика. Примерами являются храмовые иконы 1650 гг. с преподобным Корнилием Комельским из Софийского собора (Вологодский музей-заповедник) второй половины XVII в. с преподобным Павлом Обнорским (из Димитриева Прилуцкого монастыря, Вологодский музей-заповедник), аналойный образ «Седмица» XVII в. с преподобным Дионисием Глушицким (из Димитриева Прилуцкого монастыря, Вологодский музей-заповедник), икона конца XVIII – начала XIX в. из частного собрания (кроме Димитрия Прилуцкого и преподобного Игнатия, Иисусу Христу предстоят преподобные Кирилл Новоезерский и новопрославленный Феодосий Тотемский). Во второй половине XVII – XVIII в. развёрнутый вариант подобной иконографии таких икон включал изображения сонма Вологодских святых (например, 32 фигуры на иконе из Троицкой (Герасимовской) церкви на Кайсаровом ручье Вологды, Вологодский музей-заповедник); среди них парными преподобному Димитрию кроме преподобного Игнатия являлись преподобные Сергий Радонежский и Павел Обнорский. К этому типу принадлежат иконы первой половины XVIII в. из церкви Спаса Преображения на Болоте в Вологде; 1779 г. работы вологодских мастеров Димитрия Сумарокова и его сына Ивана из церкви Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды; начала ХIХ в. из семинарской церкви Кирилла Белозерского и др. (все в собрании Вологодского музея-заповедника).

 



 
PR-CY.ru