ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 6

Сохранились мощевики с кровью великомученика (Великая Лавра, XII в., и др.) и с кровавой землёй (Ватопед, вторая половина XII в., серебряный с позолотой реликварий имеет форму гробницы Димитрия Солунского и украшен сценами из его «Жития»), а также энколпионы с кровью и миром XIII–XIV вв. (Британский музей, XII–XIII вв.; Дамбартон-Окс, Вашингтон, XIII–XIV вв.). Архиепископ Фессалоникийский Евстафий (1175 – 1195/1196) сообщал, что вместе с миром из гробницы проистекала и кровь великомученика. Существует несколько собраний рассказов о чудесах Димитрия Солунского, два из которых, созданные в начале и в конце VII в. в Фессалонике, считаются древнейшими (они легли в основу всех последующих). В них показаны основные черты образа великомученика и характер его подвигов. Автором древнейшего собрания является архиепископ Фессалоникийский Иоанн (конец VI – начало VII в.), создание его сочинения относится ко времени правления императора Ираклия (610–641 гг.). Собрание Иоанна состоит из 15 тематически подобранных чудес. Первые три посвящены исцелениям. Однако (по мнению Шпека, которое большинство исследователей не разделяют) тексты, связанные с почитанием Димитрия Солунского, дошли до настоящего времени в поздней переработке, сделанной в эпоху возрождения византийской агиографии в IX в. Чудо «Об эпархе Мариане» является очень распространённым и встречается в 20 рукописях Собрания I из 34 сохранившихся. Эпарх Иллирика Мариан стал предаваться чревоугодию, плотским страстям и прочим грехам, от чего тяжело заболел, и никакое лечение не могло ему помочь. Мариан отверг предложенный ему магический амулет, предпочтя спасение души выздоровлению. Тогда во сне ему явился Димитрий Солунский и приказал идти в его храм. Проведя ночь в храме великомученика, Мариан исцелился. Это событие могло иметь место не раньше середины V в., когда после падения Сирмия резиденцией правителя Иллирика стала Фессалоника. Исследователи не исключают, что оно заимствовано Иоанном из более древнего собрания. Чудо «Об имевшем кровотечение» исследователи не могут точно датировать, в нём не названо даже имя исцелённого. Некий военачальник, служивший под властью эпарха Иллирика, страдал сильным желудочным кровотечением. Поскольку он был известен своей верой и кротким нравом, весь город сочувствовал ему, но ни одно лекарство ему не помогало. Находясь при смерти, он попросил отнести его в храм главного защитника города. На вопрос, кто это, он ответил: «Дионисий Солунский». В его храме он получил исцеление. Исследователи полагают, что это чудо также заимствовано из более древнего собрания. Чудо «О чуме» повествует об избавлении Фессалоники от эпидемии чумы, охватившей всю страну. Иоанн подробно описывает эпидемию, от которой умирали и младенцы, и воины, и правители. Уповая на помощь покровителя Фессалоники Димитрия Солунского, люди усердно молились всю ночь в его храме, а наутро многие из них стали выздоравливать, те же, кто остались дома, умерли (это событие исследователи относят к июлю 586 г.). Следующая группа чудес в Собрании I относится к категории «духовного исцеления» (или избавления от заблуждений).

 



 
PR-CY.ru