ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 5

С начала XIV в., по свидетельствам византийских авторов (Никифор Григора, Исидор Глава, Симеон, архиепископ Фессалоникийский), прослеживаются изменения в характере мироточения: миро-елей сменила миро-вода, проистекавшая потоками из колодца, где якобы находилось тело великомученика. Х. Бакирдзис связывает это изменение с перенесением мощей святого (или их значительной части) в аббатство итальянского городка Сан-Лоренцо-ин-Кампо близ Сассоферрато (когда точно произошло это событие, неизвестно). В 1520 г. при проведении ремонтных работ в соборе, под центральной частью алтаря, была обнаружена деревянная гробница с мощами. В надписи на медной табличке (которую исследователи по почерку датировали концом XII – началом XIII в.) сообщалось, что эти мощи принадлежат Димитрию Солунскому. По мнению Х. Бакирдзиса, мощи были перевезены в Италию в период латинского господства в Фессалонике (1204–1224 гг.), и их отсутствие в храме породило легенду о местонахождении тела Димитрия Солунского в колодце. Мироточение прекратилось с превращением базилики в мечеть в 1493 г. Православные сохранили за собой право поклоняться кенотафу Димитрия Солунского, сделанному из мрамора в поствизантийский период и установленному в северо-западном углу базилики. В 1978 г. из Сан-Лоренцо-ин-Кампо в Фессалонику была возвращена честная глава Димитрия Солунского, в 1980 г. – основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц). Эти святыни были помещены в базилике Димитрия Солунского. Мироточение от мощей в настоящее время прекратилось, но раку открывают раз в год, 8 ноября, после вечерни, и раздают верующим пропитанную ароматизированной жидкостью вату. В крипте с раннехристианских времён существовал источник святой воды. В Х в. была реконструирована система водопроводных коммуникаций: вода из колодца (действует до настоящего времени), который располагался перед северо-западным столпом алтаря, проходила через мраморный ковчег, вделанный в лестничную площадку северной лестницы, соединявшей крипту с алтарём, и вытекала в находившийся в крипте фиал. Г. Сотириу и Х. Бакирдзис полагали, что с возникновением мироточения миро протекало там, где раньше текла святая вода. Им возражает А. Мендзос, ссылаясь на единодушное свидетельство письменных источников об истечении мира из гробницы Димитрия Солунского, а не в крипте. С раннехристианского периода получило распространение почитание крови великомученика. В алтаре под престолом находилось крестообразное углубление с мраморным ковчегом, внутри которого археологами был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. По мнению ряда исследователей (Г. и М. Сотириу, Д. Вакарос), под алтарём первоначально находилась гробница Димитрия Солунского. А. Мендзос предположил, что в средневизантийский период содержимое гробницы Димитрия Солунского представляло собой не мощи, а смешанную с землёй кровь. Однако, как справедливо заметил Х. Бакирдзис, от подобной реликвии не могло проистекать миро.

 



 
PR-CY.ru