ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 4

Вся агиографическая традиция неразрывно связывает Димитрия Солунского с Фессалоникой: здесь он принял мученическую кончину и совершил большую часть чудес. В Собрании I чудес Димитрия Солунского, составленном Фессалоникийским архиепископом Иоанном в 610–620 гг., содержатся важные сведения о гробнице и мощах святого. В то время было распространено мнение, что мощи Димитрия Солунского находились в земле под киворием. Из кивория, который почитался как «дом» великомученика, раздавался голос Димитрия Солунского, и туда шли, чтобы обратиться к нему за помощью. При этом автор не уверен в точном местонахождении мощей. Рассказывая о кивории, архиепископ Иоанн ссылается на местную традицию: «Где, как говорят, под землёй лежат всесвятые его мощи». Однако в другом месте он утверждает, что мученица Матрона (память 27 марта) – единственная из фессалоникийских святых, о мощах которой имеются достоверные сведения. В Чуде «О востребовании мощей мученика» архиепископ Иоанн рассказывает, как императоры Юстиниан I и Маврикий безуспешно пытались получить частицы мощей святого. Юстиниан получил ответ, что рабочие, приступившие к открытию захоронения, были отброшены сверхъестественной силой, и императору была отправлена благоухающая пыль, собранная рядом с этим местом. Императору Маврикию архиепископ Евсевий ответил, что не знает, где находятся мощи великомученика, поскольку он был похоронен тайно, так чтобы об этом могли знать только те, кто участвовали в погребении. В средневизантийский период меняется представление о местонахождении мощей Димитрия Солунского: считалось, что тело святого покоилось в гробнице, помещённой внутри кивория. В это время серебряный киворий был заменён на мраморный, в котором находился двойной саркофаг святого: внутри гробницы содержался меньших размеров ковчег. C XIII в. упоминаются кенотаф и находящийся непосредственно под ним в земле саркофаг с мощами Димитрия Солунского. В X–XI вв. в сочинении Иоанна Камениаты (904 г.), Иоанна Скилицы (1040 г.), Анны Комнины (1081 г.) и других появились сведения о мироточении в базилике Димитрия Солунского. Поскольку свидетельство Иоанна Каминиата подвергается сомнению (предполагают, что эпитет «мироточец» добавлен переписчиком), то древнейшим бесспорным известием о мире Димитрия Солунского является «Житие преподобного Фантина», написанное в конце Х – начале ХI в. Паломники собирали считавшееся чудодейственным благовонное масло и увозили его в специальных сосудах – ампулах, напоминающих по форме раннехристианские евлогии. Древнейшие найденные ампулы датируются XI–XII вв., они имеют изображение Димитрия Солунского с одной стороны, Богородицы, преподобной Феодоры Солунской, мученика Нестора или великомученика Георгия – с другой. Воины натирали тело священным миром перед битвой. Получили распространение и иконы с небольшим сосудом для мира. Никита Хониат рассказывает о бесчинствах, которые творили в храме захватившие Фессалонику норманны (1185 г.): они набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу, мазали обувь и проч.

 



 
PR-CY.ru