ДИДИМ СЛЕПЕЦ, Дидим Александрийский - Страница 8

В катенах сохранились также «Fragmenta in epistulam II ad Corinthios» («Фрагменты толкований на второе Послание к Коринфянам») и «Fragmentum in epistulam ad Hebraeos» («Фрагмент толкований на Послание к Евреям»). Толкования на Евангелие от Матфея, упоминающиеся у блаженного Иеронима, и на Евангелие от Луки не сохранились. Известно также о составлении Дидимом Слепцом несохранившихся толкований на Послания к Галатам и Ефесянам. По поводу написания им толкований на Откровение Иоанна Богослова имеются разногласия. Дидим Слепец подчёркивал, что в своём учении он твёрдо придерживается того, что написано в Священном Писании и сказано древними церковными мужами. Вместе с тем он прибегал и к «внешней мудрости», говоря, что для разумения божественной мудрости допустимо ненадолго обращаться к таким наукам, как грамматика, риторика и философия, поскольку они являются служанками богословия, как Агарь была служанкой Сары: «...Как от египтянки Агари, служанки Сары... вернёмся к первой и богодарованной мудрости, чтобы от неё и произвести на свет не как от рабыни естественные науки, а как от свободной и совершенной – разумение мудрости». Дидим Слепец критичен к проявлениям манихейского дуализма, вводящего два изначальных и противоположных принципа бытия. Об арианском учении (тварности Сына и отделённости Святого Духа от Отца и Сына) он говорил именно в связи с манихейством. Дутрело считал необходимым различать оригенизм палестинских монахов, осуждённых в правление императора Юстиниана I, и приверженность Оригену Дидима Слепца, поскольку основные положения, подвергшиеся осуждению (предсуществование душ, одушевлённость мира, искупление, распространяющееся на демонов, всеобщее восстановление и проч.), не находили (за редким исключением) текстуальных подтверждений в сохранившихся подлинных сочинениях Дидима Слепца. Однако исследование турских находок заставляет исследователей признать, что Дидим Слепец разделял многие взгляды Оригена, в дальнейшем признанные церковью еретическими. Особенно сильно проявляется влияние Оригена в его антропологическом учении и в его христологии: в предсуществовании душ, в их предвечном падении, воплощении и возвращении к изначальному состоянию в ходе всеобщего восстановления, в связанном с этими представлениями учении о двух действиях Творца в процессе творения человека (сотворение и формирование), в учении о Боговоплощении. При этом ссылки на Оригена Дидим Слепец давал очень редко и во многих отношениях сохранял самостоятельность. М. Орфанос характеризует влияние Оригена на Дидима Слепца как «оригенизм в мягкой форме» и отмечает, что, хотя подобные представления вплетены во многие сочинения Дидима Слепца, их систематическое изложение нигде не встречается. Дидим Слепец представил учение о Боге в терминах и понятиях, общих для александрийского богословия, подчеркнув величие, непостижимость и праведность Бога. Он полагал, что Священное Писание говорит о Боге метафорически, благодаря чему обнаруживаются широкие возможности для толкования.

 



 
PR-CY.ru