ДИДИМ СЛЕПЕЦ, Дидим Александрийский - Страница 5

Среди оценок текста в пользу его атрибуции Дидиму Слепцу имеется, например, суждение Жозефа Лебона, доказавшего принадлежность Дидиму Слепцу последних двух книг сочинения Василия Великого «Против Евномия» и выявившего многочисленные сходства между этим текстом и текстом, обнаруженным И.А. Мингарелли. Тем не менее, вопрос продолжает оставаться открытым. В настоящее время появились публикации, в которых принадлежность этого трактата Дидиму Слепцу отрицается. Сочинение «Сontra Manichaeos» («Против манихеев») продолжает некоторые темы трактатов «О Святом Духе» и «О Троице» (написание вызвано широким влиянием манихейства в IV в. в Египте). Атрибуция установлена по свидетельству Иоанна Дамаскина (сочинение не полностью сохранилось на греческом языке, состоит из 16 коротких глав). Сочинение «De dogmatibus et contra Arianos» («О догматах и против ариан»), начиная с V в. в рукописной традиции входило как часть (четвёртая и пятая книги) в сочинение Василия Великого «Против Евномия» (за исключением дополнения «О Святом Духе»); атрибуция этих книг Дидиму Слепцу была установлена в исследованиях, предпринятых почти одновременно и независимо друг от друга русскими и немецкими патрологами Анатолием Алексеевичем Спасским (1866–1916 гг.) и Францем Функом. Их выводы, основанные на внутренних текстуальных данных, были подтверждены Ж. Лебоном благодаря нахождению внешних подтверждений, в частности, в сирийской рукописи, хранящейся в Британском музее. Среди находок в Туре обнаружен небольшой фрагмент сочинения «Dialogus cum haeretico» («Диалог с неким еретиком»). Сохранился фрагмент перевода латинского сочинения «Sermo de theophania» («Беседа о Боговоплощении»). Среди несохранившихся исследователи отмечают «Комментарий на книгу Оригена “О началах”» о котором сообщал, в частности, блаженный Иероним, указывавший, что Дидим Слепец представил православную интерпретацию учения Оригена о Святой Троице и вместе с тем воспроизвёл некоторые его заблуждения: учение о падении ангелов, предсуществовании душ, всеобщем восстановлении, адских мучениях как очистительном огне. Не сохранился также небольшой трактат «О смерти младенцев», написанный по просьбе Руфина, в котором в ответ на вопрос, почему умирают младенцы, Дидим Слепец под влиянием учения Оригена отвечал, что поскольку они лишь немного согрешили, то и получили физическое тело, «темницу души», на самое короткое время. Сочинение «О добродетелях» известно исследователям по упоминанию у самого Дидима Слепца (оно, вероятно, могло бы прояснить зависимость Дидима Слепца от этической доктрины Аристотеля). Исследователи допускают, что самостоятельным сочинением было упоминавшееся также у самого автора произведение «О Сыне». Сочинения Дидима Слепца «К философу» и «О бестелесном» упоминал преподобный Иоанн Дамаскин, приводя из них небольшие фрагменты. Известно также о сочинениях «О вере», «О душе». Среди сочинений, авторство которых сомнительно, исследователи называют небольшой трактат «Adversus Arium et Sabellium» («Против Ария и Савеллия»), приписываемый Григорию Нисскому.

 



 
PR-CY.ru