ДИДИМ СЛЕПЕЦ, Дидим Александрийский - Страница 4

Его сочинения исследователи делят на две тематические группы – догматические и экзегетические. Среди догматических – «De Spiritu Sancto» («О Святом Духе», до 381 г.), написанное по просьбе некоего друга с целью противодействовать ереси духоборчества и отстоять божественность Святого Духа. Греческий текст утрачен, сочинение сохранилось в латинском переводе Иеронима Стридонского, сделанном по просьбе Римского папы Дамаса I (366–384 гг.) между 385 и 392 гг. В трактате заметно значительное влияние Афанасия Великого, хотя он не упоминается. В отличие от полемичных и темпераментных святителя Афанасия и епископа Пиктавийского Илария (около 315 – 367 гг.), Дидим Слепец более дидактичен и спекулятивен. К 375 г. уже был написан трактат Василия Великого «О Святом Духе», с которым Дидим Слепец, по-видимому, знаком не был. Греческим оригиналом сочинения Дидима Слепца для написания собственного трактата «О Святом Духе» пользовался в 381 г. епископ Медиоланский Амвросий (около 340 – 397 гг.), что дало основание Иерониму Стридонскому обвинить того в плагиате, не назвав его по имени. Несмотря на то, что перевод блаженного Иеронима весьма близок к тексту Дидима Слепца, воспроизводит даже неточные цитаты оригинала, однако, по мнению исследователей, предпочтение, отдаваемое переводчиком «смысловому» переводу перед «буквально точным», порой идёт в ущерб богословскому контексту постникейской эпохи (этим переводом пользовался Августин Блаженный). В издании Жака Поля Миня (1800–1875 гг.) текст делится на 63 главы. Луи Дутрело предложил более подробное деление на 277 параграфов, объединённых в три смысловые части: богословскую, введение в тему (параграфы 1–174); экзегетическую, толкование библейских свидетельств (175–230); полемическую, дополнительные рассуждения полемического характера (231–277). В древности главным богословским произведением Дидима Слепца, составленным между 381 и 392 гг., считалось сочинение «De Trinitate» («О Троице», в 3 кн.). Оно долгое время признавалось безвозвратно утраченным; только в 1759 г. И.А. Мингарелли была найдена некая рукопись XI в., в 1763 г. атрибутированная неизвестному автору начала V в. Ф. Мингарелли, брат нашедшего рукопись, приписал этот текст Дидиму Слепцу и отождествил его с утраченным сочинением Дидима Слепца «О Троице» (в 1769 г. И.А. Мингарелли издал этот текст). Трудности в вопросе атрибуции текста связаны с тем обстоятельством, что в нём не хватает первых и последних страниц. В первой книге излагается учение о Слове, единосущном Отцу и Святому Духу, против ариан и македониан; во второй – о Божестве Святого Духа; в третьей представлено резюме в силлогизмах вышеизложенного учения, а также толкование библейских цитат, чаще всего приводимых еретиками. Автор строго придерживается идеи равенства Ипостасей, понимая термин «единосущный» в духе староникейцев; Марию называет Богородицей (возможно, этот текст был создан в самом конце IV в.). Л. Дутрело в результате широких сопоставлений с найденными в Туре сочинениями Дидима Слепца пришёл к выводу, что многочисленные стилистические различия и разные толкования одних и тех же предметов не дают оснований для признания за текстом, найденным И.А. Мингарелли, подлинного сочинения Дидима Слепца «О Троице»; однако позже он счёл свой вывод слишком категоричным и характеризовал этот текст как «внутренне разнородное сочинение Дидима».

 



 
PR-CY.ru